Мэйкеры

Успешный краудфандинг: опыт русских видеостартапов

«Умная» камера домашнего слежения Oco и семейный мини-кинотеатр CINEMOOD провели успешные краудфандинговые кампании на площадке Indiegogo. Удалось им это благодаря работе с бейкерами, стратегии продвижения и методам воздействия на GogoFactor.

Выпустить Oco2

Идея простой и недорогой камеры дистанционного домашнего видеонаблюдения легла в основу стартапа Oco, который основали русские предприниматели Андрей Лавров, Филипп Рыжков и Андрей Габисов. После того, как первая Oco, появившаяся в 2015 году, показала свою востребованность, стартаперы создали «умную» камеру Oco2.

Устройство снимает в формате Full HD 1920×1080 точек, хранит видео на карте microSD локально и в «облаке»; учится распознавать звуки и движения, оснащено микрофоном и динамиком; Oco2 можно поворачивать на 140°. Контролировать девайс предлагается с помощью бота в мессенджере Facebook.

1K1A9836

Чтобы собрать деньги на выпуск продукта, стартаперы обратились к краудфандингу. Площадка Indiegogo позволяет разместить новый продукт для оформления предзаказов, а на полученные деньги стартап может запустить производство, направив первую партию устройств оформившим предзаказ бейкерам.

Перед тем как разместиться на Indiegogo, стартап запустил реферальную кампанию: за каждого приведенного пользователя, который оставил e-mail в waitlist, можно было получить бонус вплоть до целой камеры. В итоге Oco собрала 5 тысяч адресов.

«Мы задействовали друзей и партнеров в распространении информации про кампанию в первые дни, — рассказывает сооснователь Oco Андрей Габисов. — Но главный источник продаж — рассылки IGG. И еще много разных других площадок от Reddit до BackerClub».

Для того чтобы попасть в рассылку IGG, необходимо иметь высокий GogoFactor — показатель популярности продукта. «Если IGG видит, что фактор высокий, они начинают включать вас в рассылки, твитить про вас и всячески продвигать внутри своей базы. Это основная ценность Indiegogo как площадки. И у нас получилось очень круто разобраться, как она работает и что на нее влияет. Поэтому нам удалось огромное количество раз попадать в их рассылки», — говорит Габисов.

Влиять на интерес пользователей можно, кроме прочего, с помощью видео, которое публикуется на странице продукта. По статистике IGG, если пользователь просмотрит первые 15 секунд видео о продукте, то с вероятностью 85% досмотрит его до конца. Видео об Oco2 в среднем смотрели по 2 минуты — это почти весь хронометраж.

В июне Oco2 собрала почти $200 000. Производство запустили 26 сентября.

«Свое железо»: как появилась Oco2

Первая камера Oco появилась в 2015 году. Она выпускалась по принципу OEM: китайский завод создал камеру с нужными характеристиками, а стартаперы продавали ее под своим брендом. Софт для Oco поставляет компания Ivideon, которая продает бизнесу облачную платформу для видеонаблюдения. Ivideon также является официальным дистрибьютором в России.

Oco показала, что идея работает: камеры пользуются успехом как в США и в Европе, так и в России. Следующим шагом стало создание собственного продукта — Oco2.

Первые русские выпускники AngelPad

Летом 2016 года компания Oco стала первым русским стартапом, выпустившимся из престижного американского инкубатора AngelPad.

Работа в акселераторе помогла команде вдвое увеличить продажи за 6 недель. По результатам программы, AngelPad инвестировал в Oco $50 000 и помог получить грант от Amazon в $100 000 на использование Amazon Web Services.

CINEMOOD: переосмысление диафильмов

Портативный семейный мини-кинотеатр CINEMOOD — стартап, который также смог собрать деньги на выпуск своих устройств при помощи краудфандинга. МУЛЬТиКУБИК 2.0 позволяет детям самостоятельно управлять воспроизведением, смотреть видео и диафильмы, читать книги, а родителям — управлять контентом.

cinema_screen

Один из основателей стартапа Михаил Буховцев хотел создать альтернативу привычным гаджетам — планшетам и смартфонам — и «переосмыслил» диафильмы.

Как и Oco, стартап начал с запуска MVP в 2014 году — первое устройство компания заказала на основе готового чипсета. Первая партия принесла стартапу $500 000 — «кубики» хорошо продавались не только в России, но и в Европе.

После этого была создана вторая версия гаджета с Wi-Fi, Bluetooth и яркой линзой (проецируемое изображение в три раза ярче и в два раза четче прошлой версии). Компания выкупила права на советскую библиотеку диафильмов, оцифровала и отретушировала их, а также перевела на английский язык. У гаджета появилась новая функция театра теней с обучающими уроками.

На выпуск нового «кубика» потребовались деньги. Стартап выбрал площадку Indiegogo.

Сумма вдвое превзошла ожидания

$100 000 —  порог, который перешагивает на IndieGoGo менее процента участников. CINEMOOD с момента начала кампании собрал предзаказов на сумму более $150 000. Эта сумма в два раза превзошла ожидания команды, но кампания дважды оказывалась на грани провала.

«Мы привлекли IGG для консультации, заранее продумали стратегии и модели привлечения клиентов, собрали базу электронных адресов из 20 000 человек и раскрутили сообщества в соцсетях. В общем, тузов в рукаве было достаточно, чтобы со спокойным сердцем нажать на кнопку START. Мы нажали — и после этого все наши планы провалились, — делится впечатлениями директор по маркетингу Дарья Мингалиева. — К примеру, реклама в Facebook успешно конвертировалась в e-mail, но не сработала на покупку. Только 2% из заранее собранной базы адресов стали покупателями. За первые три дня пришлось серьезно перекроить стратегию продвижения и выработать новый план действий. Зачастую приходилось действовать по ситуации, очень оперативно приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам».

В результате принятых мер стартап получил 50% клиентов уже в первый день кампании. Кроме того, CINEMOOD в первые часы после старта попал в топ краудфандинговых кампаний на IGG.

IMG_5735

«Через специальный алгоритм платформы GogoFactor российский стартап оказался в рассылке «Тренды» для подписчиков платформы, а на странице IndieGoGo в Facebook появился пост о нашем проекте», — рассказывает Дарья Мингалиева.

На вторую неделю кампании стартап собрал 100% от целевой суммы. CINEMOOD стал первым российским проектом, переступившим порог офиса IndieGoGo. За это компанию пригласили бесплатно поучаствовать на одной из крупнейших технических конференций мира — TechСrunch NY.

Обычно особого внимания на Indiegogo заслуживают продукты, открывающие новый рынок. Но, как и Oco, CINEMOOD нельзя назвать продуктом first-of-a-kind — у них есть аналоги.

«Мы сделали в растущей нише мини-проекторов первый, понятный даже бабушкам продукт, передающий традиции просмотра диафильмов в семейном формате нашим внукам», — говорится в сообщении компании.

Mother_and_daughter_with_CINEMOOD

То, что идея понятных в России, но неизвестных в США и Европе диафильмов, обрела популярность и там, стартап объясняет так: «Слово «диафильм» западная аудитория вообще не воспринимает и не знает. Для коммуникации с пользователями США и Европы мы используем словосочетание «digital books» и расширяем контентное предложение аналогом диафильмов, понятных зарубежной аудитории, — комиксами».   

Модификации

CINEMOOD планирует начать выпуск нового «кубика» в первые выходные декабря. Стартап намерен расширить линейку двумя новыми продуктами и сейчас находится в поиске производителя чипсетов. Одним из потенциальных партнеров является Intel. Компании нужна мощная системная плата для производства более интерактивных и интересных продуктов для семей разного достатка.

Автор статьи: Зарема Султанбекова

Поделиться этой статьей

Другие темы

Мэйкеры

Читать эту статью следующей

Read Full Story