Образование

Как STEM-центры в регионах воспитывают изобретателей

Stem-центры в регионах — это кружки «умелые руки», только в сто раз серьезнее. Здесь не воспроизводят старые добрые модели самолетиков, а изобретают устройства — иногда жизненно необходимые для целых российских регионов.

STEM-центры  руководствуются принципом: доказать, что дорог куда больше, чем кажется; что взрослая жизнь, наконец, — это не прыжок в неизвестность наутро после выпускного; что к ней можно подготовиться и войти в нее смело, обладая ценнейшими навыками.

Что такое стем-центры? Все, кажется, просто.  Дети со склонностями к точным наукам когда-то отправлялись в такие строить летающие модельки самолетов и собирать электронные конструкторы. Времена меняются, и с появлением новых технологий кружки с паяльниками постепенно превратились в STEM-центры. Здесь уже не порсто соединяют проводки и не собирают модели, а конструируют собственные изобретения на платах Intel, занимаются робототехникой и 3D-моделированием.

АИСИ

Как такие STEM-центры появляются? Например, в Астрахани и Петрозаводске их открыли на базе местных технических ВУЗов. По словам координатора астраханского STEM-центра Владимира Войкова, изначальной идеей было именно создание альтернативы обычным школьным кружкам. Сделать такой факультатив, на котором дети будут сами изобретать гаджеты, получать знания и готовиться к взрослой жизни. А во Владивостоке STEM-центр вырос из местного центра развития робототехники. Никто не догадывался, насколько эта идея станет популярной: в первом же наборе оказалось сто увлеченных учеников.

Конечно, самый важный фактор при организации такого центра — оснащение. Классические кружки всегда испытывали в этом дефицит. STEM-центры же, благодаря тому, что работают на базе больших ВУЗов и поддержке производителей, с подобными проблемами не сталкиваются. Так, в сентябре 2015 года при сотрудничестве с Intel и рядом других крупных компаний на базе Петрозаводского госуниверситета была открыта научно-проектная лаборатория для школьников «Илмаринен», где имеется оборудование для обучения робототехнике, конструированию и моделированию, а также цифровые лаборатории для обучения инжинирингу и биотехнологиям.

Никакого фильтра по ученикам в центрах нет — сюда может прийти любой желающий. Оценки по математике и физике не проверяют, а возрастной диапазон ребят самый широкий: от седьмого до одиннадцатого класса. Во Владивостоке отсутствуют возрастные ограничения вообще: можно приходить хоть из садика, хоть начинать путь мейкера в пенсионном возрасте. В Петрозаводске STEM-центр поначалу принимал всех учеников без каких-либо ограничений, но теперь, испытав большой наплыв желающих, с которым стало все труднее справляться, решили все-таки ввести некоторую систему отбора.

кормушка для рыб

Работа над проектом занимает, как правило, два месяца. Реализуют его не поодиночке, а группами — в среднем по шесть человек в каждой. По возрастному же принципу формируют группы — так, чтобы в них были ровесники, это касается всех центров.

Иногда идеи проектов STEM-центрам  предлагают региональные предприниматели.  Владимир Войков рассказывает , что идею интеллектуальных мониторов — маячков, которые устанавливают на самые разные объекты, чтобы следить за их состоянием, предложили астраханские бизнесмены . В регионах с жарким климатом трансформаторные будки, например, перегреваются и выходят летом из строя. Следить за их состоянием трудно. А с маячками или, как их тут называют, «бубликами», это становится гораздо проще. Или еще пример: предприятие, выпускающее обувь для инвалидов, предложило разработать принтер, на котором можно было бы печатать трехмерные модели такой обуви. Оно же предложило идею устройства, позволяющего врачу удаленно следить за корсетами для исправления осанки у детей. Ведь дети часто их ослабляют, чтобы те не доставляли дискомфорта.

В Петрозаводске делают ставку на изобретательность самих учеников. Так что главным генератором идей, по словам инженера STEM-центра Михаила Кузьмина, становятся дети. Ребята придумали, например, умную парковку — систему, позволяющую регулировать загруженность парковочных мест в городе.

Как правило, педагоги стараются, чтобы идеи проектов соответствовали нуждам региона, в которых находятся STEM-центры. Где-то это получается, как в Астрахани, где-то не слишком — нужд может быть многовато. Во Владивостоке стараются выстраивать учебную и соревновательную программы, базируясь не столько на нуждах, сколько на специфике местной экономики, чтобы ученики получали знания, которые могут пригодиться при выборе профессии.

Делать и изобретать — одно. Совсем другое — доказывать, что то, что твоя идея важна, а результат работы востребован. После разработки устройства в STEM-центрах начинается самая главная стадия обучения — открытая защита проекта. Проходит она серьезно, как в ВУЗах. Нужно представить свою разработку и преподавателям, и коллегам, и, что самое важное, специалистам, которые смогут оценить важность и ценность идеи. Защите проектов здесь действительно учат: несколько занятий посвящают правилам создания презентаций в PowerPoint и грамотной риторике, а также умению выражать мысли емко и лаконично.

Защита

После окончания работы в STEM-центрах школьники умеют разрабатывать устройства и объяснять, почему их изобретения имеют право на существование. Что с этими знаниями делать дальше — вопрос, который решает каждый выпускник сам. Во Владивостоке, благодаря тому, что центр работает на базе серьезной и современной компании, старшеклассников привлекают в качестве стажеров и вводят в команду «старших товарищей». По словам Сергея Муна, это лучшее, что могут сделать преподаватели для учеников в финале программы.

В результате, STEM-центры учат школьников не только придумывать и реализовывать жизнеспособные идеи, развивать потеницал и работать с публикой, но и позволяют детям быть полезными там, где они родились.

Иван Чувиляев 

Поделиться этой статьей

Другие темы

Мэйкеры Образование

Читать эту статью следующей

Read Full Story