Игры

Кто разрабатывает инди-игры в России

Первым популярным разработчиком игр в нашей стране стал Алексей Пажитнов, сотрудник Вычислительного центра академии наук, — в 1984 году он написал «Тетрис» на компьютере «Электроника-60». С тех пор вычислительные мощности увеличились на несколько порядков, а основными инструментами для разработки игр стали персональные компьютеры и ноутбуки.

Рост производительности и мобильность компьютеров позволили даже небольшим командам создавать игры с впечатляющей графикой и захватывающими игровыми механиками, не покидая домашнего офиса. Скорость разработки выросла настолько, что создатели игр успевают вносить правки на конференциях и выставках, между презентациями для пользователей. Большим компаниям со сложными процессами управления такое даже не снилось.

В последние годы главной игровой платформой для персональных компьютеров стал Steam. Судя по данным аналитического сервиса SteamSpy, существенный рост количества выпущенных игр начался в 2014 году. В 2016 году выходило в среднем 11,5 игр в день, если считать выходные, и вместе они составили 38 % от общего числа игр, вышедших на платформе за все годы. 

Этот рост коснулся и России, одного из крупнейших рынков видеоигр. Так, например, в 2017 году на московский DevGAMM, самую масштабную конференцию разработчиков игр в СНГ, приехали более 1800 участников, где показали более 100 игр. Несмотря на то, что самой популярной темой остаются игры на выживание, с каждым годом российских независимых студий становится больше, а их проекты — качественнее и интереснее.

Скриншот игры «Мор. Утопия» от Ice-Pick Lodge

Ice-Pick Lodge

Самая популярная независимая студия в России — «Ледорубы» — специализируются на многозначительных и атмосферных играх на выживание. Команда ставит целью не развлечь игрока, а, скорее, поставить его в критическую ситуацию и дать повод для глубоких размышлений. Так, например, триллер «Мор. Утопия» помещает главного героя в туманный город, который умирает от чумы. Его жители создали некую идеальную структуру, шагнув за предел, через который людям переступать не стоит. У главного героя есть 12 дней на то, чтобы попытаться спасти жителей города.

Продолжение, а точнее игра, которая развивает идеи первого «Мора», выйдет в 2018 году и даст много поводов поразмышлять о взаимодействии людей в разрушающемся обществе. В своем письме поклонникам издатель Алекс Ничипорчик отметил, что «персонажи говорят другие слова и совершают другие поступки, хотя их мучают те же вопросы».

Скриншот игры Graveyard Keeper от Lazy Bear Games

Lazy Bear Games

Петербургская студия Lazy Bear Games прославилась игрой Punch Club — менеджмент-симулятором уличного бойца с крутой пиксельной графикой и отсылками к боевикам 80-х и 90-х годов. Эта игра выросла из шутливого концепта в хит Steam: ее купили больше полумиллиона игроков.

В 2017 году выйдет новый проект Lazy Bear Games «Graveyard Keeper» — симулятор смотрителя средневекового кладбища, который сама команда называет «доктором Хаусом на кладбище». Каждый день главному герою привозят трупы на захоронение с инструкциями от родственников и близких. А что с ними делать — останется на совести игрока.

«С ростом производительности компьютеров у нас появилась возможность больше времени заниматься улучшением геймплея вместо попыток оптимизировать производительность игры. Если бы пришлось оптимизировать производительность, многие прикладные алгоритмы типа pathfinding и, к примеру, генерации подземелий остались бы в сильно урезанном виде» — заявляют участники команды.

Игра «Человеколось» от команды Morteshka

Morteshka

Еще одна симпатичная российская игра, которая вышла в 2017 году — «Человеколось», повествует о языческих мифах финно-угров. Этот проект на стыке краеведения и геймдизайна создает редкую атмосферу мира духов с горловым пением, использованием коми-пермяцкого языка и пермского звериного стиля. Двухчасовую экскурсию по мифам и легендам коми-пермяков сделала команда из двух человек: гейм-дизайнера Владимира Белецкого и музыканта Михаила Швачко.

Do My Best

The Final Station — еще одна игра от команды из двух человек: симулятор поезда и зомби-шутер, в котором герой движется по миру, переживающему глобальную катастрофу. Задачи главного героя — перевозить пассажиров, исследовать станции и пытаться разобраться в причине происходящего апокалипсиса. The Final Station получила главный приз DevGamm в 2015 году и больше двух тысяч положительных отзывов в Steam за все время.  

Гейм-дизайнер Do My Best Олег Сергеев отмечает, что рост производительности домашних компьютеров идет не так равномерно, как хотелось бы: «Мощность особо не помогает, так как вся разработка проходит через работу движка, — в нашем случае Unity, — которая работает одинаково ужасно при любой мощности компьютера. Нам часто пишут люди, которые пытаются запустить игры на очень “слабых” ноутбуках, в итоге приходится или “отрезать” эту часть игроков, или оптимизировать проект для большего круга машин».

Команда Nadstat сняла документальный фильм о том, как проходила разработка The Final Station:

Mandragora Games

Первым успехом студии Mandragora Games стала SKYHILL игра на выживание, в которой пользователь должен спуститься на землю из пентхауса стоэтажной гостиницы через номера и коридоры, захваченные мутантами. Планировку этажей и расположение монстров задает компьютерный алгоритм, поэтому каждый уровень становится непредсказуемым.

Скриншот игры Freaky Awesome от Mandragora Games

Получив награды сразу нескольких фестивалей инди-игр, команда взялась за разработку более масштабного проекта Freaky Awesome, который выйдет 18 октября 2017 года. Новая игра — это динамичный экшн, в котором можно стать мутантом самому и забрать силы других мутантов. В нее можно играть совместно, максимум вчетвером.

Основатель студии Евгений Кистерев рассказал о том, как изменилась разработка игр в последние годы: «С каждым годом у нас появляется все больше возможностей сфокусироваться на креативной стороне разработки благодаря увеличению вычислительных мощностей и, как следствие, более мощным игровым движкам. Мы тратим все меньше времени на сборку билдов и тестирование производительности. Это помогает нам оставаться небольшой, но полноценной командой. Теперь на первый план выходит дизайн, а не техническая сторона разработки, и мы этому рады».

Скриншот экшна Redeemer от Sobaka Studio

Sobaka Studio

В этом году главный приз московского DevGAMM получила игра Redeemer — экшн с драками и зашкаливающим уровнем насилия. Здесь не так важен сюжет, как удовольствие от контактных битв, мощных ударов и звуков ломающихся костей. Скоростные битвы требуют постоянного внимания, а разнообразие оружия и огромное число противников не дадут заскучать даже тем, кто продвинут в жанре beat ‘em up (или «избей их всех»).

Глава Sobaka Studio Дмитрий Качков считает, что существенный рост производительности заставил индустрию решать более сложные задачи: «Технологии совершенствуются, но вместе с ними усложняются решаемые задачи и увеличивается их количество. Я бы не сказал, что с ростом мощности становится проще работать, потому что когда высвобождается время, его сразу же необходимо применять в захвате новых горизонтов, иначе утонешь в конкуренции».

Dynamic Pixels

Российская студия Dynamic Pixels, которая делала игровые проекты для Disney, Samsung и Intel, выпускает игру Hello, Neighbor — стелс-хоррор, в котором игроку предлагается тайком проникнуть в дом напротив и узнать, что или кого прячут в подвале.

Напряженное приключение усложняется тем, что за действия соседа отвечает искусственный интеллект, который учится играть против конкретного пользователя. Он будет расставлять ловушки там, где ходит игрок, и расставлять камеры там, где ожидает его увидеть. Жуткая и ужасно захватывающая игра выйдет 8 декабря 2017 года.

Ink Stains Games

Как гласит старая ковбойская присказка: «Пусть лучше меня судят двенадцать присяжных, чем шестеро несут мой гроб». 12 is Better Than 6 — не прощающий ошибок экшн о перестрелках на Диком Западе. Эту игру поддержали сразу на двух площадках краудфандинга, а затем она получила финансирование на GamesJamKanobu. 12 is Better Than 6 получила отличные отзывы «хардкорных» игроков, которые среди прочих достоинств отмечают динамичность, брутальность и атмосферу игры.

Скоро к 12 is Better Than 6 выйдет сюжетное дополнение, в котором будут погони на лошадях и сплавы на каноэ. Ink Stains Games предоставили IQ Intel скриншоты намечающегося релиза, выполненного в том же оригинальном графическом стиле:

Скриншот игры 12 is Better Than 6

Представители команды отметили, что рост производительности «дает возможность делать более качественную “физику” и систему коллизий, а также позволяет сильно увеличить качество всего, что нагружает основной геймплейный цикл, например, искусственный интеллект».

Игры на выживание

Разработчики игр — невероятно увлеченные люди, которые поддерживают друг друга и делятся опытом с комьюнити. Так, например, среди них популярны форматы «постмортема» — публичного разбора полетов по окончании проекта, на котором авторы рассказывают о своих успехах, провалах и выводах, и гейм-джемов, на которых команды делают проект на заданную тему в ограниченное время. Например, за время 52-часовой поездки на Game Developers Conference.

Российские игроки тепло принимают новые проекты: на страницах игр, описанных выше, часто можно найти комментарий пользователя, который считает, что это лучшая российская игра, в которую он играл — будь то милый «Человеколось» или любое многозначительное произведение «Ледорубов».

Независимая разработка игр в России до сих пор напоминает игру на выживание, однако десятки команд зарабатывают на жизнь, делая то, что им нравится, потому что у них есть свобода творить и мощные инструменты для этого.

Автор: Дмитрий Веснин

Поделиться этой статьей

Другие темы

Игры

Читать эту статью следующей

Read Full Story