Развлечения

Royal Shakespeare Company представляет качественно новую постановку пьесы «Буря»

Deb Miller Landau iQ Managing Editor

По случаю 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира компания Royal Shakespeare Company собирается удивить зрителей своей постановкой «Бури» с использованием технологий захвата движения. 

Свирепый шторм, мифические духи, волшебник со сверхъестественными способностями — эти основные элементы «Бури» Шекспира бросали вызов художественным руководителям со времен самой первой постановки пьесы в 1611 году. Как передать на сцене театра волшебный мир острова Просперо? Как показать способности духа Ариэля? Как создать фантастический мир на сцене традиционного театра?

«“Буря” с самого начала предполагает зрелищное действие», — рассказывает Грегори Доран (Gregory Doran), художественный руководитель британской театральной компании Royal Shakespeare Company (RSC). По словам Дорана, «Буря» всегда была пьесой, объединяющей искусство с самыми современными технологиями той или иной эпохи: от люков в полу, роликов, подъемных установок до дым-машин, лазеров и фейерверков.

Работа над декорациями к пьесе «Буря».
Работа над декорациями к пьесе «Буря».

«Воображение Шекспира — это бескрайний океан гениальных идей», — говорит Доран. Он также отмечает, что «Буря» — это последняя пьеса Шекспира, написанная драматургом от начала до конца.

Чтобы почтить память гениального драматурга, к 400-летию со дня смерти Шекспира Доран и RSC решили приготовить нечто особенное.

Художественный руководитель задался вопросами: «Если бы Шекспир жил в наши дни, какие технологии он взял бы на вооружение?» и «Как бы он использовал современные технологии?»

web_905a4945_jordangreen-1024x683

«Я обратился к нашим специалистам по цифровым технологиям, описал им свое представление о постановке «Бури» и спросил, как это можно реализовать».

Идею подала Сара Эллис (Sarah Ellis), руководитель подразделения Digital Development компании RSC. Источником ее вдохновения послужил летающий кит.

Эллис посмотрела доклад генерального директора корпорации Intel Брайана Кржанича (Brian Krzanich) с выставки Consumer Electronics Show 2014, во время которого Кржанич продемонстрировал видео с дополненной реальностью, созданное по мотивам серии книг в жанре стимпанк «Левиафан» (The Leviathan). Во время демонстрации огромный летающий кит проплывал сквозь большой плоский экран и плыл над головами зрителей, словно по волшебству.

Эллис перешла по ссылке «Связаться с нами» на веб-сайте Intel, что положило начало этому плодотворному сотрудничеству.

Эллис отправила увиденный ролик Дорану. Это видео натолкнуло руководителя на мысль сделать что-то действительно инновационное: цифрового духа Ариэля, который будет «играть» на сцене в реальном времени без постпроизводственного рендеринга, используемого при создании фильмов и компьютерных игр.

Компания RSC начала сотрудничество со студией Энди Серкиса The Imaginarium Studios, занимающейся разработкой технологии захвата движений, и корпорацией Intel для использования цифровых технологий в своей постановке, которую Шекспир, наверняка, смог бы оценить по достоинству.

Стивен Бримсон Льюис (Stephen Brimson Lewis), директор по дизайну в компании RSC, и художественный руководитель Грегори Доран (Gregory Doran).
Стивен Бримсон Льюис (Stephen Brimson Lewis), директор по дизайну в компании RSC, и художественный руководитель Грегори Доран (Gregory Doran).

Более двух лет команда работала над созданием цифрового аватара Ариэля во всех его воплощениях, а также над интеграцией технологий в спектакль таким образом, чтобы они дополняли возможности традиционного театра, а не заполняли собой все представление.

Дух Ариэля оживает на сцене

Королевский шекспировский театр, расположенный в британском городе Стрэдфорд-на-Эйвоне, — это величественное место, где театралы могут прикоснуться к прекрасному.

Ряды сидений, отделанных красным бархатом, обрамляют сцену, позволяя зрителям почувствовать себя частью происходящего. Зрители сидят настолько близко к сцене, что могут видеть каждую складку одежды и каждый мускул на лице актеров. Этой естественностью и открытостью традиционный театр привлекает зрителей, но именно они и создают дополнительные сложности.

«На сцене театра нигде не спрячешься, — рассказывает Тоуни Шлиски (Tawny Schlieski), директор подразделения Desktop Research корпорации Intel, которая совместно с командой из студии The Imaginarium работала над созданием цифрового воплощения Ариэля. —

Я понимала, что безграничные амбиции Грегори в отношении постановки “Бури” станут настоящим испытанием для наших технологий. Это существенно расширило бы наше представление о том, какое волшебство могут создать художники».

Чтобы воплотить идею Дорана, Шлиски со своей командой выбрали мощный процессор Intel® Core™ i7, который обеспечивает наиболее впечатляющие на сегодняшний день возможности в области киберспорта и виртуальной реальности.

Во время постановки «Бури» 2016 года актер Марк Куортли (Mark Quartley) будет играть Ариэля в специальном костюме с датчиками движения. The Imaginarium использует компьютеры с процессорами Intel Core i7 для запуска игрового движка Unreal, который выполняет рендеринг движений аватара на основании данных, получаемых со встроенных в костюм Куортли датчиков Xsens.

Марк Куортли осваивается с оснащенным датчиками костюмом Ариэля на репетиции.
Марк Куортли осваивается с оснащенным датчиками костюмом Ариэля на репетиции.

У аватара, созданного командой разработчиков студии The Imaginarium, 336 суставов — почти столько же, сколько в теле человека (в котором 360 суставов).

Персонаж визуализируется в реальном времени посредством двух специально разработанных рабочих станций с процессорами Intel® Xeon®, получивших название «маленький зверь» (Little Beast) и «большой зверь» (Big Beast). «Маленький зверь» сопоставляет данные всех датчиков с аватаром Куортли. А «большой зверь» передает эту информацию на 27 проекторов, специально размещенных в зале театра.

Марк Куортли в роли мифического Ариэля на сцене Королевского шекспировского театра.
Марк Куортли в роли мифического Ариэля на сцене Королевского шекспировского театра.

«Мы буквально создали эти машины вручную, — рассказывает Шлиски, сравнивая этот процесс с тюнингом Ferrari. — Нам пришлось поместить «больших зверей» в отдельные корпуса, поскольку иначе они не помещались». Кроме того, Шлиски рассказала, что они оснастили рабочие станции графическими адаптерами Titan X, а также оперативной памятью и накопителями максимальной емкости. Каждый «большой зверь» (две машины использовались во время представления и две — для резервного копирования данных) способен обрабатывать до 15 ТБ данных.

Чтобы подчеркнуть вычислительную мощность машин, Шлиски отметила, что емкость памяти в компьютере, который визуализирует Ариэля, в 50 млн раз больше, чем в компьютере, использовавшемся при отправке первого человека на луну.

Инновационные технологии на сцене Королевского шекспировского театра.
Инновационные технологии на сцене Королевского шекспировского театра.

Благодаря проекциям Ариэль смог принимать разные формы, включая гарпию — мифическую полуженщину-полуптицу с огромными когтями и человеческим лицом.

«Поначалу я чувствовал некую неуверенность. Мне казалось, что костюм не даст простора для творчества», — рассказывает Куортли о плотно прилегающем к телу костюме с датчиками для захвата движений. Через некоторое время актер привык к костюму, и, как он признался, ему было интересно наблюдать за реакцией аватара на его движения.

Цифровой аватар Ариэля превращается в ужасающую гарпию.
Цифровой аватар Ариэля превращается в ужасающую гарпию.

«Я почувствовал свободу, — рассказывает Куортли. — Очень захватывающе осознавать, что я теперь являюсь кем-то другим».

Для зрителей, которые будут смотреть спектакль в театре или в кинотеатрах, технологии откроют целый мир новых возможностей — не только в плане интеграции цифровых технологий в традиционный театр, но и в плане всех форм повествования и создания контента.

«Надеюсь, великие режиссеры и дизайнеры продолжат использовать подобные источники для вдохновения, — говорит Куортели. — Быть частью этого захватывающего процесса невероятно интересно, и я надеюсь, что зрителям тоже нравится происходящее на сцене».

Доран еще лучше описал возможности технологий, сказав, что его команде дали новый набор красок, и при этом нет никаких ограничений для ее использования.

web_905a4111_jordangreen-1024x683

«Думаю, нас ждут качественно новые постановки пьес Шекспира, представляющие собой традиционное театральное действо, но больше не ограниченные скромными возможностями традиционного театра», — заявляет режиссер.

Что бы сказал на это Шекспир? Доран уверен, что великий драматург, который сам всегда бросал вызов ограничениям, был бы доволен постановкой.

«Я думаю, увидев представление, Шекспир не стал бы говорить: “Зачем вам все эти дополнительные эффекты, ведь я написал такой замечательный текст?”, — предполагает Доран. — Думаю, он бы сказал нечто подобное: “Постойте, если у вас получилось, значит, и мы тоже сможем?” И именно это вдохнет новую жизнь в традиционные театральные представления».

До 21 января 2017 года постановка пьесы «Буря» проходит в Королевском шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне (Великобритания). С 30 июня по 18 августа пьеса будет ставиться в Барбикан-центре в Лондоне. Пьеса также будет транслироваться в рамках программы RSC «Прямой эфир из Стратфорда-на-Эйвоне» в кинотеатрах Великобритании и Европы 11 января 2017 г., а запись спектакля будет показана по всему миру. www.rsc.org.uk

Поделиться этой статьей

Другие темы

Развлечения Инновационные технологии

Читать эту статью следующей

Read Full Story