Спорт

Roborace: первые гонки беспилотных автомобилей

«Мы можем сделать это и так, но это будет выглядеть плохо».

Плакат с такой надписью висит в офисе Дэниела Саймона (Daniel Simon) — немецкого дизайнера, который проектировал автомобили для марафона в Ле-Мане и работал на высоких должностях в Bugatti и Volkswagen. Прежде главным достижением Саймона было участие в художественном оформлении нескольких фильмов, в том числе — «Трон: Наследие», для которого он разработал дизайн светоциклов. За это Саймон был номинирован на премию Гильдии художников-постановщиков США.

Последняя важная работа Саймона в Roborace не уступает светоциклам в футуристичности, только место действия — не фильм, а уличные трассы городов по всему миру.

Эскиз светоцикла Дэниела Саймона

Roborace — компания, которая разрабатывает беспилотные гоночные автомобили и которая дала название целому классу международных соревнований. Главное, к чему стремится Roborace, — объединить достижения в области искусственного интеллекта не в ущерб дизайну. Чтобы не делать компромисс между красотой и функциональностью, — рассказывает Саймон, — он работал с ведущими гоночными инженерами и специалистами в аэродинамике.

Тот факт, что пол нового автомобиля — его основное аэродинамическое устройство, обеспечил достаточную прижимную силу без загромождающих автомобиль деталей. «Мы хотим, чтобы люди воспринимали это как технологию из „Трона“, или „Обливиона“, или „Звездных войн“», — говорит Джастин Кок (Justin Cooke), директор по маркетингу Roborace. Сразу понятно, почему компания предпочла работать именно с Саймоном, который также участвовал в создании «Обливиона».

Основатель и генеральный директор Roborace — Денис Свердлов, бывший гендиректор Yota Group и замглавы Минкомсвязи РФ. Именно его британский венчурный фонд Kinetik объединился с организаторами чемпионата электромобилей «Формула Е». В ноябре 2015 года они совместно анонсировали Roborace как «состязательную платформу» — то есть отдельное соревнование в автомобильной и технологической индустриях, затрагивающее в том числе ведущие технологические университеты.

Денис Свердлов уверен, что в будущем автомобили будут управляться с помощью искусственного интеллекта (AI) и работать на электричестве, поскольку это более безопасно и экологично. По задумке, гонки Roborace будут проводить перед каждой гонкой «Формулы Е» (класс гонок на электромобилях), используя те же самые трассы по всему миру — от Москвы до Путраджайи в Малайзии.

Десять команд, у каждой из которых по два болида, на протяжении всего сезона будут соперничать в часовых заездах. Машины у всех команд будут разные: предполагается, что они будут различаться вычислительными алгоритмами, работающими в реальном времени, и AI-технологиями. «Мировые чемпионаты по интеллекту» — так Свердлов называет гонки, считая, что в Roborace объединяются «азартные игры, мотоспорт, технологии и развлечения».

Тестовую разработку под названием DevBot компания представила в августе 2016. Это был автомобиль с теми же трансмиссией, датчиками, вычислительными системами и коммуникационными технологиями, что в дальнейшем планируют использовать в Roborace. Впрочем, в DevBot все еще сохранялась кабина для человека-пилота, чтобы желающие могли сесть в нее и понять, как и почему машина ведет себя на трассе определенным образом. Тест-драйвы сперва проходили в секретных условиях, а затем DevBot прошел круг по английской трассе Донингтон-Парк.

Заезд двух беспилотников DevBot 1 и DevBot 2. Фото: roborace.com

В ноябре DevBot преодолел уже 12 кругов на гонке в Марракеше, а в феврале 2017 Roborace устроила первый в истории заезд двух беспилотных автомобилей — DevBot 1 и DevBot 2 — в Буэнос-Айресе. Болиды покрасили в цвета двух местных футбольных команд-соперников — «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейт». Один из них неправильно рассчитал угол на высокой скорости и гонку так и не закончил, другой успешно дошел до финиша. Важно, что полностью беспилотные автомобили учитывали расположение на трассе по отношению друг к другу, таким образом избегая любого контакта.  

В этом же месяце, учтя накопленный опыт, компания представила автомобиль для Roborace на барселонском Mobile World Congress. Машина весит 975 килограммов, имеет длину 4,8 метра и ширину — 2 метра. Мощность каждого из четырех двигателей — 300 киловатт, максимальная скорость — более 320 км/ч. Для самоуправления используются пять лидаров (приборов, позволяющих получать информацию об удаленных объектах), два радара, 18 ультразвуковых сенсоров, два оптических датчика скорости, шесть AI-камер и «мозг» системы — вычислительная платформа, способная совершать до 24 триллионов AI-операций в секунду.

Презентация Roborace на Mobile World Congress. Фото: roborace.com

Важные партнеры Roborace — компания Michelin, шины которой подходят для обычного использования и для сверхвысоких скоростей, и Charge, еще одна компания Свердлова, которая производит электрические грузовики. Она поставляет Roborace несколько ключевых компонентов, в том числе силовую электронику. При этом Charge еще и официальный грузовой партнер «Формулы Е».

В мае Robocar показали в Париже: машина самостоятельно проехала 1,9 километров по кругу, преодолев все 14 поворотов. Второй беспилотный автомобиль будет готов в ближайшие недели — тогда будет можно экспериментировать с форматом гонок, уверен технический директор Roborace Брин Балькомб (Bryn Balcombe). «Если говорить именно о соревновании автономных машин в пилотировании, то здесь должно быть задействовано нечто большее, чем просто характеристики трансмиссии, шасси, аэродинамики и шин. Речь о способности воспринимать, думать и принимать решения».

По прогнозам, до конца года первая гонка Roborace вряд ли состоится: нужно время на исследования. Сейчас компания собирает данные о технологической подготовке автомобиля, которыми затем поделится с первыми командами, желающими участвовать.

Ожидается, что Roborace станет гонкой поддержки «Формулы Е». Некоторые эксперты считают, что она может занять свою нишу, сделав автогонки более человечными. Таково мнение Лукаса ди Грасси (Lucas di Grassi), призера первого сезона «Формулы Е». По его словам, из-за новых технологий разница между лучшими и хорошими пилотами стирается все больше. Он предлагает сделать Roborace чемпионатом, отвечающим последнему слову техники, а остальные серии оставить менее дорогими для участия: так, чтобы в них больше зависело от умений самих гонщиков.

В таком случае, какие гонки будет уместнее сравнить со скачками на ипподроме — соревнованием, где не ценится техническое совершенство? На самом деле не столь важно, Roborace — это убийца «Формулы 1» или один из видов гонок будущего. Возможно, ни то ни другое. Самая важная задача компаний-участников — тестировать и совершенствовать технологии искусственного интеллекта, благодаря чему беспилотные автомобили станут повсеместны не на гоночных трассах, а на ближайших светофорах.

Главное фото: roborace.com

Поделиться этой статьей

Другие темы

Спорт

Читать эту статью следующей

Read Full Story