Новейшие инновации

Создание музыки с помощью компьютеров. Часть 4

Студии звукозаписи 80-х были наполнены программными звуками и сформированными компьютером последовательностями, которые завоевали международную музыкальную арену. Их успех стал возможен благодаря распространению недорогого и более продуктивного студийного оборудования, прежде всего синтезаторов, драм-машин и MIDI. Влияние этих звуков усилилось благодаря внедрению в студиях компьютерных технологий.

Звучание поколения — техно

От диджея до признанного музыканта, продюсера и владельца лейбла

Техно — один из поджанров электронной музыки —в 90-х годах серьезно повлиял на поп-музыку и стал отдельным жанром танцевальной музыки в клубах, особенно на фестивалях «Love Parade». Количество посетителей этих фестивалей возросло примерно со 150 в самом начале до более 1 млн в последующие годы.

До 2012 года «Love Parade» был главным событием для фанатов техно-музыки. (Википедия: Арнэ Мюслер (Arne Müseler) / arne-mueseler.de — CC BY-SA 3.0 DE)
До 2012 года «Love Parade» был главным событием для фанатов техно-музыки. (Wikipedia: Arne Müseler / arne-mueseler.de – CC BY-SA 3.0 DE)

По мере роста популярности этого фестиваля росло влияние на развитие музыки таких диджеев, как Dr. Motte и Sven Väth. Часто они становились признанными музыкантами, продюсерами или владельцами студий звукозаписи.

Создание музыки с помощью инструментов без кнопок

ПК тому моменту программное обеспечение было уже достаточно развито и не ограничивалось более стандартом MIDI с 16 дорожками

В 90-х аналоговые магнитофоны с 24-дорожками еще были стандартными, а цифровые альтернативы были очень дорогими и не очень распространенными. В результате этого некоторые музыканты перенесли свои предпроизводственные MIDI-записи в студии. Как описано в третьей части этой серии статей, MIDI использовали только команды управления, что не требовало большого объема памяти и мощности для обработки. Использование синхронизированных ленточных магнитофонов и компьютеров часто называлось гибридной технологией.

Некоторые музыканты уже записывали вокал и инструменты с помощью прикрепленных микрофонов в репетиционных залах. Одна дорожка для полупрофессиональных 8- или 16-дорожечных магнитофонов помечалась сигналом для синхронизации с MIDI-инструментами. Программное обеспечение того времени («Emagic Notator», «Steinberg Pro 24» или «MOTU Digital Performer») уже было достаточно хорошо развито и не ограничивалось более стандартом MIDI с 16 дорожками. Благодаря «Notator» можно было записывать ноты с помощью компьютерной мыши, а также вырезать, копировать и вставлять их, как в текстовом редакторе.

Notator на компьютерах Atari.
Notator на компьютерах Atari.

Теперь все электронные инструменты оснащались подключениями MIDI, а так как не все музыканты хотели быть в окружении огромного количества клавиатур, на рынок были выпущены инструменты без них. Так называемые расширители можно было контролировать с помощью основной клавиатуры или непосредственно с компьютера. Микросхемы памяти стали дешевле, а такие сэмплеры, как Akai и Emu, могли хранить еще больший объем библиотек с оцифрованными традиционными инструментами. Проигрыватели сэмплов, например «Emu Proteus», не имели функции записи и были оснащены микросхемами памяти ПЗУ. Звуки были доступны при нажатии кнопки, и теперь их не нужно было загружать с дискет.

Snap! — танцевальная музыка с компьютера

полупрофессиональные машины записи были заменены цифровыми 8-дорожечными рекордерами ADAT

Первый трек «The Power» от Snap! стал международным хитом 1990 года. Расширенная технология сэмплирования позволила немецкой танцевальной группе использовать в своих собственных произведениях сэмплы из старых песен хип-хопа. Однако они не были уверены в лицензировании этих сэмплов, поэтому записали данный трек повторно в США.

Хит-сингл «The Power» от Snap!
Хит-сингл «The Power» от Snap!

Полупрофессиональная ленточная аппаратура все чаще заменялась цифровыми 8-дорожечными рекордерами ADAT, которые появились в 1992 году. Это оборудование записывало цифровые сигналы с помощью спирального сканирования на кассеты S-VHS. Для домашних записей это было просто и относительно недорого.

Enigma — монашеское песнопение с помощью устройства сэмплирования

Попадание в верхние строки хит-парадов Германии с помощью записанных образцов хоровой музыки

Технологические разработки позволили одному музыканту создавать звучание целого ансамбля или оркестра. В 90-х Мишель Крету со своим проектом «Enigma» заслужил огромный успех в данной области.

Огромный успех проекту «Enigma» обеспечили звуки транса.
Огромный успех проекту «Enigma» обеспечили звуки транса.

Дебютный сингл «Sadeness Part 1» содержал образцы грегорианского песнопения и стал абсолютным хитом. Этот хит занял первое место в хит-параде не только в Германии, но и в большинстве других стран, таких как Франция и Великобритания.

Сравнение аналоговой и цифровой музыки: преобразование в конвертер 

Большое преимущество цифровой технологии заключается в том, что можно копировать цифровые данные и управлять ими без потерь

Внедрение компьютерных технологий в студии означало замену большинства традиционных процессов цифровыми технологиями. Магнитофонные записи записывают аудиосигналы посредством аналоговой техники. Теоретически, существует безграничное количество градаций при намагничивании ленты. Но чтобы компьютер мог записать звук, его необходимо преобразовать в двоичные числа с помощью аналого-цифрового преобразователя.

Хотя предусмотрено множество возможных значений, но все равно есть градации, которые можно «сгладить» электронным образом для создания более естественного восприятия у слушателя. Большое преимущество цифровых технологий заключается в том, что можно копировать цифровые данные и управлять ими без потерь. Шипение ленты и выпадение высоких частот в результате неоднократного копирования остались в прошлом.

Прощай C64, здравствуй ПК 

Только когда жесткие диски стали стандартным компьютерным оборудованием, разговоры о записях на жесткие диски приобрели актуальность

В наши дни сотни музыкальных треков можно носить с собой с помощью iPod или смартфона. Уже в начале 90-х годов программы-секвенсеры могли записывать аудио, но в силу низкой скорости процессоров, небольшого объема ПЗУ и носителей данных того времени аудиоданные было достаточно сложно записать.

Момент стандартизации жестких дисков наступил позднее. Википедия: Джефф Кубина (Jeff Kubina) — CC BY-SA 2.0)
Момент стандартизации жестких дисков наступил позднее. Википедия: Джефф Кубина. Wikipedia: Jeff Kubina – CC BY-SA 2.0)

Только после замены C64 и Atari на ПК и Mac и внедрения жестких дисков в качестве стандартного компьютерного оборудования начались разговоры о записи на жесткие диски.

Программно-аппаратный комплекс Pro Tools стал распространенным во всем мире студийным стандартом

Высокопроизводительная система записи благодаря сочетанию программ и оборудования в формате карты расширения

Компания Digidesign стала одним из первопроходцев в сфере записи на жесткий диск. Для создания высокопроизводительной системы записи они представили на рынок карту расширения в сочетании с программным и аппаратным обеспечением. Электроника карт расширения освободила ЦП компьютера.

Первая версия вышла на рынок в 1991 году и позволяла одновременно записывать только четыре дорожки. Первая версия для профессионального использования появилась в 1995 году. Поначалу она представляла собой только аудиопрограмму, которая заменяла магнитофон при записи c микрофона. Функция MIDI была интегрирована только в более поздних версиях. Современный программно-аппаратный комплекс Pro Tools является признанным во всем мире стандартом.

Прежняя Мадонна в новом одеянии

Две премии «Эмми» за танцевальную музыку и транс благодаря Уильяму Орбиту (William Orbit)

Успех с 80-х и огромное количество хитов — «Королева поп-музыки» продолжает удивлять публику новыми трансформациями. После участия в мюзикле «Эвита» альбом 1998 года «Ray of Light» означал поворот к танцевальной музыке и трансу.

В 1998 году Madonna стала «электронной». (Википедия: Паскаль Маннартс (Pascal Mannaerts) — CC BY-SA 3.0)
В 1998 году Madonna стала «электронной». (Wikipedia: Pascal Mannaerts – CC BY-SA 3.0)

Альбом был спродюсирован с помощью британского электронного музыканта Уильяма Орбита и получил две премии «Грэмми». Заглавный трек позднее стал официальной рекламной композицией операционной системы Microsoft Windows XP.

На следующей неделе в пятой части нашей серии: окончательное прощание с магнитофонами, эффектная регулировка вокала и новое звучание 2000-х.

Предыдущие части нашей серии можно просмотреть здесь:

Часть 3. 80-е — эра синти-попа и первых домашних компьютеров.

Часть 2. Главные группы 1970-х и как технологический прогресс повлиял на развитие рок и поп-музыки.

Часть 1. Как внедрение многодорожечной технологии изменило музыкальное производство и помогло таким музыкантам, как Beatles и Джими Хендрикс, создать свое неповторимое звучание.

Фото тизера:  Flickr / chrisweger (CC BY-SA 2.0)

Поделиться этой статьей

Другие темы

Развлечения

Читать эту статью следующей

Read Full Story