Развлечения

«Группа из коробки»: зачем электронные музыканты собираются в лэптоп-оркестры

Компьютер давно стал обязательным элементом любой звукозаписывающей студии: для многих электронных музыкантов лэптоп — главный и зачастую единственный инструмент. Несмотря на то, что создание электронной музыки стало индивидуальным занятием, — ее авторы часто обходятся без услуг звукоинженеров, — существует и обратная тенденция. Музыканты  собираются в лэптоп-оркестры для коллективной импровизации и экспериментов со звуком.

Первые попытки объединиться в ансамбль использующие компьютеры музыканты предпринимали еще в 1980-х: например, в 1986 году в США появилась первая живая группа, включающая шесть человек, среди которых были композиторы, разработчики «железа» и «софта» она называлась The Hub.

Лэптоп-оркестры стали появляться в начале нулевых: одними из первых стали «компьютерный оркестр Хельсинки» (Helsinki Computer Orchestra), впервые выступивший в 2003 году, и оркестр на базе факультета музыки Принстонского университета под руководством профессоров Дэна Трумана и Перри Кука.

PLOrk (аббревиатура, под которой выступает принстонский оркестр) со временем стал одним из самых узнаваемых лэптоп-коллективов в мире. Кроме ноутбуков у каждого его участника был всенаправленный динамик. Таким образом авторы идеи имитировали способ распространения звука, характерный для акустических инструментов.

В отличие от традиционного оркестра с его жесткой дисциплиной и иерархической структурой, на вершине которой находится дирижер, лэптоп-оркестр построен по принципам демократии. Например, в числе оркестрантов PLOrk — как профессиональные музыканты, так и студенты, незнакомые с музыкальной теорией. Исполняться могут как предварительно написанные произведения, так и коллективные импровизации. В состав оркестра могут вливаться и «обычные» музыканты: PLOrk сотрудничал с виртуозом индийской перкуссии Закиром Хуссейном и традиционными академическими составами.

Для того, чтобы стать участником кибер-оркестра, необязательно иметь лэптоп последней модели. По словам Андрея Смирнова, основателя и художественного руководителя Московского «Кибер-Оркестра», для работы со звуком ему хватает ноутбука с процессором Intel Core i7 мощностью 2.7 GHz с 16 ГБ памяти. Другие участники выбирают модели и платформы по своему усмотрению, но в любом случае достаточно базовой комплектации. 

Московский Кибер-Оркестр. Источник: группа оркестра в Facebook

Сегодняшние возможности передачи звука позволяют объединить в один коллектив музыкантов практически со всего мира. «Интересный опыт — распределенные концерты, на которых к коллективу по сети, например по скайпу, подключаются другие музыканты, — рассказывает Антон Яхонтов (Patrick K.-H.), участник Московского «Кибер-Оркестра» и сооснователь «Лаборатории Новых Медиа» при Александринском театре в Санкт-Петербурге. — В этом случае ты учитываешь не только музыкальный материал, но также фактор реконструкции удаленного участника. И таким образом создаешь совместную музыкальную канву».

Коллективное творчество

Зачем собирать состав из инструментов, каждый из которых может сам заменить оркестр?

«Прежде всего — это полигон для опытов и замечательная возможность коллективной импровизации, — отвечает Андрей Смирнов. — Любой музыкант с помощью компьютера может создать звучности, не уступающие оркестровым. Он может исполнять или записывать замечательные композиции, но никогда не выйдет за рамки своей индивидуальности. Наш кибер-оркестр — это погружение в звук и полная непредсказуемость, как результат сочетания и взаимодействия многих творческих индивидуумов с совершенно разными вкусами и взглядами на музыку и искусство звука».

«До конца 1990-х создание сложной электронной музыки было студийным занятием и потому включало большое количество телодвижений, с творчеством не связанных: убедить государство или университет выделить финансирование, построить студию или получить доступ в уже имеющуюся на несколько часов в неделю. И когда компьютер от этого освободил, многие звуковые художники разошлись по домашним студиям, — говорит Антон Яхонтов. — Через несколько лет возникла обратная тенденция — играть вместе, но уже более независимо, с другим опытом и инструментарием».

 

Задача участника кибер-оркестра — сфокусироваться на отдельном звуке. Источник: группа Московского Кибер-Оркестра в Facebook

Если в классическом оркестре перед музыкантами стоит задача максимально реализовать звуковые возможности инструмента, то задача участника кибер-оркестра — сфокусироваться на отдельном звуке или четко ограниченном динамическом диапазоне, чтобы дать как можно больше свободы выражения другим. Что роднит классических и электронных музыкантов в оркестрах — это известные самоограничения, неизбежные при коллективной игре.

«Участник нашего кибер-оркестра — не музыкант и не саунд-дизайнер, — объясняет Андрей Смирнов. — Музыкант в классическом понимании владеет музыкальной грамотой, играет на инструменте. Саунд-дизайнер — это профессия, задачи которой чисто прикладные. Участник оркестра мыслит не нотами и гармониями, как классический музыкант, но абстрактными звуковыми красками, акустическими процессами. Как сказал в свое время композитор Эдгар Варез: Это — не музыка, а организованный звук, а я — не композитор, а работник частоты и интенсивности…  Вместо прежнего фиксированного линеарного контрапункта вы найдете в моих сочинениях движение масс, различных по излучению, плотности и объемам».

По словам Андрея, кибер-оркестр интересует его исключительно как форма коллективной импровизации, а его репетиции чаще всего представляют собой совместные джем-сейшены.

Сразу после своего появления лэптоп-оркестры заинтересовали и современных композиторов. Гибкая структура такого коллектива предоставляет автору самые широкие возможности. Используя синтезатор голоса, Брэт Гартон заставил участников PLOrk издавать звуки жуков и лягушек — в результате появилась пьеса Idle Swamp («Ленивое болото»).

Другой автор Скотт Смоллвуд в композиции On The Floor объединил звуки синтезатора, имитирующие игровой автомат с реальными записями, сделанными в казино Атлантик-Сити. Есть и произведения, где лэптоп-оркестр ведет себя как классический: участники делятся на группы инструментов разного тембрового и динамического диапазона и играют по традиционным нотам. Но это скорее исключение из правила.

Звука и зрелищ

Частая претензия, с которой сталкиваются электронные музыканты, заключается в том, что их концерты представляют собой тоскливое зрелище: перед зрителем два часа сутулится человек, сосредоточенно наблюдающий за монитором. Лэптоп-оркестрам такую претензию не предъявишь: во время выступлений они часто используют моушн-контроллеры, оптические сенсоры и интересные самодельные устройства.

Музыкант, разработчик и создатель Стэнфордского лэптоп-оркестра Ге Ванг придумал примерно 200 необычных инструментов, которые применяют как участники ансамбля, так и простые пользователи смартфонов.

Самый известный инструмент — iPhone-приложение Ocarina, которое позволяет использовать гаджет как электронную флейту: для этого нужно дуть в микрофон и «зажимать клапаны» на экране. Кроме того, можно сыграть дуэтом с другими пользователями — если, конечно, позволяет качество связи. С момента выхода в 2008 году, это приложение скачали более 10 миллионов пользователей.

Интересные эксперименты происходят на стыке звукоизвлечения и современного танца. Так, композитор Кертис Бан и этномузыколог и танцовщица Томи Хан создали произведение In/Still, во время исполнения которого музыканты лэптоп-оркестра должны были внимательно следить за движениями Хан и повторять их с помощью мыши. На каждой руке танцовщицы был надет акселерометр, с помощью которого ее движения влияли на характер издаваемых ею самой звуков и звучание всего оркестра.

Лэптоп-оркестры не оставляют без внимания и возможности виртуальной реальности (VR). Результатом совместного «воркшопа» композитора и компьютерного энтузиаста Роба Гамильтона и создателя виртуальных миров Криса Платца стал инструмент Carillon, сочетающий в себе визуальную и звуковую части. Для игры на нем необходимо надеть VR-шлем Oculus Rift и манипулировать шестеренками с помощью контроллеров. Живой перформанс с участием Carillion был показал Стэнфордским лэптоп-оркестром в 2015 году.

Быстрорастворимая музыка

Эксперименты по соединению звука и других медиа все чаще занимают прогрессивных поп-музыкантов. Самый яркий пример — певица Бьорк, которая в 2011 году выпустила первый «альбом-приложение» Biophilia, а в 2017 представила на Московской биеннале современного искусства иммерсивную выставку Bjork Digital.

Лэптоп-оркестров также становится больше. Такие коллективы есть при множестве крупных технических ВУЗов во всем мире. Существует даже женский лэптоп-оркестр (Female Laptop Orchestra), состоящий из звукоинженеров, музыкантов и программистов из Великобритании.

Сегодня лэптоп-оркестров становится все больше. Источник: группа Московского Кибер-Оркестра в Facebook

Несмотря на то, что выступления оркестров часто выглядят захватывающе, записи джем-сейшенов или готовых произведений, не слишком популярны.

«Конечно, мы часто записываем свои сессии, — говорит Андрей Смирнов. — Но это не означает, что кто-то из нас потом их слушает. Я, во всяком случае, делаю это крайне редко: это касается и записей других кибер-оркестров. Слушаю я исключительно авторскую электроакустическую музыку, записанную в студии».

Если многие творческие инновации в электронной музыке появились из-за ограниченности технических средств 1980-х и 1990-х годов, сегодня начинающий электронный музыкант сталкивается с противоположной ситуацией: работа со звуком стала столь простой и доступной, что порождает соблазн «звуковой графомании». Что сильнее стимулирует творчество — обилие возможностей или их ограничение — сложный вопрос.

Будущим лэптоп-оркестрантам и энтузиастам стоит иметь в виду совет одного из основателей PLOrk Дэна Трумана: «Сейчас можно синтезировать огромное количество звуков с помощью компьютера, приложив к этому минимальные усилия. Поэтому важно создавать инструменты и произведения, которые действительно зацепят наше ухо, и относиться к тому, что ты делаешь бережно и ответственно, а не утилитарно».

 

Поделиться этой статьей

Другие темы

Развлечения

Читать эту статью следующей

Read Full Story