Новейшие инновации

Это состязание компаний Baidu и Google в производстве беспилотных автомобилей

Marek Hoffmann Autor, Hemd & Hoodie

В последнее время, когда обсуждались беспилотные автомобили, нередко первой приходила на ум технология, реализуемая в проекте компании Google Беспилотный автомобиль. Посмотрите представленное ниже видео «Первая поездка» (A First Drive), чтобы увидеть ее в действии.

Но в этом году на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе крупные производители автомобилей, компании Mercedes, Audi и BMW уделяли большое внимание планам по производству собственных автономных автомобилей. Прошло время, когда компания Google одна находилась в центре внимания. Сейчас беспилотные автомобили становятся интересны более широкой аудитории.

Еще раз отметим, что в этой области наибольших достижений добилась Интернет-компания, а не компания, занимающаяся производством автомобилей. По-видимому, компания Baidu, создавшая крупнейшую поисковую систему в Китае, планирует в этом году вывести на улицы Пекина частично автономный автомобиль.

Достаточно ли интеллектуальных способностей автомобиля для независимых действий?

В отличие от других автомобилей, где нет водителя и не используется рулевое колесо и педали, в автомобиле Baidu водитель по-прежнему присутствует. Кай Ю (Kai Yu), ведущий специалист по искусственному интеллекту в компании Baidu, считает, что роль водитель будет сводиться к роли всадника, чей конь знает маршрут и то, как добраться до места назначения.

офис baidu

Этот конь также обнаруживает любые препятствия, которые возникнут на пути, и может преодолеть их без дополнительной подсказки. Продолжая эту метафору, можно сказать, что при необходимости всадник может натянуть вожжи, а может их отпустить и просто сидеть в седле.

«Наша концепция не предполагает, что этот автомобиль полностью заменит водителя. Скорее, мы намерены дать водителю больше свободы». Кай Ю, который также является главой Института глубокого машинного обучения (Institute of Deep Learning) компании Baidu, дает оценку интеллектуальности автомобиля. Кай Ю считает, что интеллектуальных возможностей этого автомобиля достаточно, чтобы действовать независимо и адаптировать схему принятия решений к меняющимся дорожным условиям.

Навигационные возможности должны отвечать самым взыскательным требованиям

Цифровая навигация — это специальная функциональность беспилотных автомобилей, которую Кай Ю планирует оптимизировать, после того как компания Baidu выпустит первые прототипы во второй половине этого года.

Автомобили должны оставаться в пределах погрешности 20 см

Городские карты высокого разрешения, которые используются для управления автомобилем в потоке трафика, должны быть очень точными. Карты должны отвечать самым строгим требованиям. «На запланированном маршруте автомобиль всегда должен оставаться в пределах погрешности 10–20 см относительно системы координат, используемой для навигации», — отмечает Кай Ю. «Недостаточно того, чтобы автомобиль ехал по выбранному маршруту или дороге. Мы должны контролировать полосу дорожного движения, которую использует автомобиль».

Необходимо улучшить применяемый в автомобиле алгоритм, чтобы реагировать на непредвиденные ситуации. Такие ситуации возникают, когда автомобили неожиданно меняют полосу или на пути возникают препятствия.

Для этого применяется широкий спектр датчиков, применяемых для разных задач, начиная от чтения дорожных знаков до обнаружения других автомобилей или приближающихся препятствий. Данные от датчиков отправляются во внутреннюю систему автомобиля, которая использует эти данные для обучения.

Прорывы в разработках от Интернет-компаний

Вероятно, что в дальнейшем в дополнение к производству электромобилей автомобильная промышленность будет ориентироваться на беспилотные автомобили, и в этой сфере ожидаются грандиозные прорывы.

Это в значительной степени обусловлено эрудицией специалистов ИТ-отрасли, работающих в данной области, а не только ресурсами автомобильной промышленности. Беспилотные автомобили — это не просто автомобили без водителей. Это футуристические гаджеты на колесах. Посмотрите видео, где представлена поездка в автомобиле Mercedes-Benz F 015 Luxury.

https://www.youtube.com/watch?v=kJWcmexEgaw

Вот почему Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), генеральный директор компании Volkswagen, сказал: «Это может вас удивить, но я приветствую интерес к автомобилям, который проявляют Apple, Google и другие компании. Это позволит производить автомобили, более удобные для поколения, выросшего в цифровую эпоху».

Коллега Мартина Винтеркорна в компании Daimler, Дитер Цетше (Dieter Zetsche), тоже считает, что Интернет-компании положительно влияют на развитие отрасли и могут усилить позиции производителей автомобилей.

Цепочка создания ценности или партнерство

Их слова поразительны. Но не следует упускать из виду одну вещь, о которой упоминает Дитер Цетше: «сейчас у нас в руках вся цепочка создания ценности», и это бесспорно так. Но можно заметить и обратное. Несмотря на сторонников применения ИТ в автомобильных компаниях, без экспертных знаний гигантов ИТ-индустрии невозможно создать автомобиль будущего. По крайней мере, такой автомобиль не будет конкурентоспособным.

Важность Интернета вещей и других передовых технологий

Это применимо не только к беспилотным автомобилям, но и интеллектуальным или подключенным автомобилям, где уже применяются или скоро будет играть важную роль социальные сети, Интернет вещей и другие передовые технологии. Компания IBM опубликовала документ Automotive 2025: Industry without borders по результатам опроса, в котором среди прочих принимали участие и руководители автомобильной промышленности. Это исследование позволяет ясно понять, какие технические возможности должны обеспечивать автомобили в будущем.

Среди них нужно отметить способность к обучению, самовосстановлению, средства для установления контакта и взаимодействия. Чтобы воплотить все это, производителям автомобилей нужны сильные партнеры.

Учитывая эти факторы, следует отметить, что компания Google примерно 18 месяцев назад учредила альянс Open Automotive Alliance. Это технологический альянс отраслевых лидеров в сфере технологий и автомобильной промышленности, где в производстве будет использоваться платформа Android. В альянс входят несколько компаний, в том числе компании Audi и Honda. Чтобы представить полную картину, нужно сказать, что компания Baidu тоже объявила о партнере по своему автомобильному проекту — это компания BMW.

В течение некоторого времени Китай представлял собой один из самых важных мировых рынков для ряда производителей автомобилей. Компания VW даже имела намерение экспортировать электромобили в страну дракона в ближайшие три года. Если пилотный проект компании Baidu будет успешным, могут измениться многие правила игры.

Изображение на обложке: baidu.com 
Изображение 1: Flickr — simone.brunozzi (CC BY-SA 2.0
Изображение 2: Flickr — heartbeaz (CC BY 2.0)  

 

Поделиться этой статьей

Другие темы

Инновационные технологии

Читать эту статью следующей

Read Full Story