Новейшие инновации

Музыка будущего — это виртуальная реальность и пространственное звучание

Kristin Houser Writer & Editor, LA Music Blog

На фестивале SXSW инсайдеры отрасли обсуждали, как виртуальная реальность вдохновляет артистов и музыкантов на поиск новых способов превратить музыку в трехмерное представление.

От альбома Beyoncé «Lemonade» до альбома Frank Ocean «Endless» — визуальные альбомы становятся неотъемлемой частью музыкальной индустрии. Благодаря высококачественному видеоряду, который привлекает не меньше внимания, чем музыка, эти мультимедийные альбомы производят огромное впечатление не только благодаря звучанию, но и благодаря визуальным эффектам.

Однако новое поколение меломанов ждет еще больше новых возможностей при прослушивании любимых треков.

BjörkThe Weeknd и Run the Jewels выпустили музыкальные клипы с виртуальной реальностью, а легендарный музыкант Пол Маккартни использовал виртуальную реальность, чтобы фанаты со всего мира смогли «оказаться» в его студии звукозаписи. Похоже, что на каждом уважающем себя музыкальном фестивале используется виртуальная реальность, а известная телевещательная платформа Boiler Room объявила о своих планах открыть первую в мире музыкальную площадку с поддержкой виртуальной реальности в 2017 году.

«Технологии, обеспечивающие эффект присутствия, пока не слишком популярны, но мы видим, как быстро они развиваются, — Маркус Берендт (Marcus Behrendt), директор платформы виртуальной реальности Vrtify рассказал BBC. — Виртуальная реальность скоро станет крупным источником дохода в музыкальной индустрии, так как она меняет способы восприятия музыки фанатами».

Любители технологий и музыки, собравшиеся на фестивале SXSW 2017, смогли больше узнать об этой тенденции, послушав доклады людей, продвигающих ее на семинаре «Будущее музыки — пространственное звучание».

spatial audio
Фотография Майи Дондоньян (Maya Dondonyan)

«Люди начали записывать звук всего лишь 140 лет назад, — объясняет Сара Стивенсон (Sarah Stevenson), одна из участниц семинара и соучредитель продюсерской компании REVRIE Immersive Works, использующей виртуальную реальность. —

Звукозапись — это потрясающая возможность, которая позволяет нам слушать наши любимые песни в любое время и в любом месте. Но запись отличается от того, что мы слышим в реальной жизни, где звук окружает нас со всех сторон».

Современные технологии позволяют изменить принцип звукозаписи. Теперь у людей есть возможность стереть границу между звучанием записанной и «живой» музыки.

«Новые технологии позволяют не только записывать музыку, но и использовать информацию о пространственных параметрах и обрабатывать большие наборы данных», — объясняет Стивенсон. По словам Стивенсон, это один из способов добавить больше измерений музыке, чтобы смоделировать звучание, как в реальной жизни, в которой люди видят и слышат окружающие объекты со всех сторон по мере своего передвижения.

«Эти технологии постоянно совершенствуются, и вскоре мы сможем записывать и воспроизводить музыку абсолютно новыми способами».

Еще один участник семинара Райан Ориджин (Ryan Origin) является разработчиком решений смешанной реальности, музыкантом и преподавателем музыки. Он не понаслышке знает об этих технологиях, поскольку использование виртуальной и дополненной реальности — это часть его творческого процесса.

«Я часто использую пространственную обработку звука главным образом для эстетического эффекта, — рассказывает Ориджин. — Например, разработчики Oculus создали бесплатный подключаемый модуль Oculus Spatializer, с помощью которого можно распределить источник звука в трехмерном пространстве. Работу модуля можно автоматизировать в [цифровой рабочей станции для обработки аудио] и получить как реалистичные, так и фантастические анимации».

Ориджин также добавил, что существуют еще два инструмента — Sound Particles и Panagement, которые упрощают процесс обработки звука как в автономном режиме, так и в реальном времени. Поскольку эти технологии производят такое сильное впечатление, Ориджин пополнил ими свой арсенал преподавательских методов.

«Я показываю своим ученикам, как с помощью этих инструментов можно сделать звучание реалистичным и убедительным, — рассказывает Ориджин. — Энтузиазм и внимание очень трудно удержать, так что небольшое волшебство со звуком помогает сделать урок запоминающимся».

spatial audio
Фотография Майи Дондоньян (Maya Dondonyan)

Виртуальную реальность могут использовать не только музыканты и преподаватели. Участник семинара Адам Арриго (Adam Arrigo) является генеральным директором и соучредителем TheWaveVR — музыкально-технической стартап-компании, которая в настоящий момент работает над созданием первой в мире социальной платформы для музыкальных концертов с поддержкой виртуальной реальности. Вместо использования виртуальной реальности для создания музыки или музыкальной педагогики, он решил применять ее для дополнения впечатлений и возможностей слушателей и артистов.

«Технологии виртуальной реальности настолько хороши, что заставляют ваш мозг верить, что вы находитесь в другом месте, — рассказывает Арриго. —

Это открывает совершенно новые возможности, включая создание пространственного звучания и виртуальных пространств, где фанаты могут совершенно иначе взаимодействовать с музыкой, удаленно посещая “живые” музыкальные концерты».

Компания Арриго предоставляет музыкантам возможность создавать виртуальные пространства для концертов, на которых затем могут «присутствовать» фанаты, надев шлем виртуальной реальности. Платформа позволяет слушателям взаимодействовать с артистами, общаться с друзьями, танцевать и слушать музыку из любой точки мира.

Поскольку эти миры виртуальные, у музыкантов появляется больше разных способов организации концертов. Вместо традиционной сцены они могут устроить концерт в открытом космосе или организовать световое шоу, которое их бюджет в реальном мире не смог бы позволить.

Участники фестиваля SXSW 2017 получили представление обо всех инновационных способах создания и прослушивания музыки.

Разработчики и музыканты, использующие эти технологии в числе первых, утверждают, что эта сфера открыта для всевозможных сценариев.

«Я хочу слушать музыку, которую я никогда не слышал, исполняемую на инструментах, которые я еще не видел, в местах, где я еще никогда не бывал, — говорит Ориджин. — А подробности можно обсуждать».

Поделиться этой статьей

Другие темы

Развлечения

Читать эту статью следующей

Read Full Story