Инновационные технологии

«Мозги» для автомобиля

«Умным» можно сделать не только собственное жилище, но и автомобиль. Правда, обычными гаджетами во втором случае ограничиться уже не удастся: навигаторы, регистраторы и радар-детекторы давно являются мейнстримом, а не высокими технологиями. Но над соответствующими разработками вовсю трудятся не только автопроизводители, но и сторонние корпорации. В ближайшие 2-3 года на этом рынке появится много нового и интересного.

Практически все перспективные «умные» разработки для автомобилей служат одной цели – повышению безопасности водителя, его пассажиров, других участников дорожного движения и пешеходов. И, например, уже в 2015 году в Ford Mondeo будет внедрена система Pre-Collision Assist with Pedestrian Detection. Работает все следующим образом: бортовой компьютер анализирует информацию, поступающую с камеры на лобовом стекле и радара на бампере. Если электроника «решает», что высока вероятность столкновения с другим автомобилем или пешеходом, то она тут же дает водителю звуковой сигнал и готовит авто к экстренному торможению. Если водитель никак не реагирует или среагировать не успевает, то электроника начинает процесс торможения самостоятельно.

ford_prep
Система предупреждения столконовения автомобиля с пешеходом, разработанная компанией Ford

Или представьте вот такую распространенную ситуацию: водитель припарковал автомобиль на стоянке и спокойно отправился пить кофе. Возвращается – и видит на двери своей «ласточки» глубокую вмятину. Хорошо, если есть страховка, которая в подобных случаях покрывает повреждения. Но чаще всего приходится делать ремонт за свой счет, а виновник остается неизвестным и безнаказанным.

Сократить количество таких случеав в будущем помогут «умные» панели Hella, серийный выпуск которых ориентировочно запланирован на 2018 год. Суть технологии в том, что на детали кузова машины со внутренней стороны крепится похожее на фольгу покрытие с датчиками, которые распознают характер внешних повреждений. А дальше уже возможны варианты: если есть подключение к центральному компьютеру, то хозяину авто отправляется уведомление. Кроме того, панели Hella после удара могут сразу же активировать камеры, запись с которых затем поможет идентифицировать злоумышленников.

car_scratch
Умные панели Hella помогут вовремя застукать тех, кто вредит автомобилю

А компания BMW тем временем разрабатывает особую версию «умных» очков, ориентированную исключительно на водителей. Подробностей пока очень мало, но известны некоторые функции, над которыми техники работают. Например, предполагается, что если водитель включит заднюю передачу и повернется назад, то внешние камеры спроецируют на очки окружающую обстановку. Сам автомобиль таким образом станет будто бы прозрачным. Очень свежий взгляд на дополненную реальность! Ну а во время езды очки смогут выводить инфо о скорости и каким-то образом обмениваться информацией с другими автомобилями. Прототип, возможно, покажут уже в апреле этого года.

bmw
Руль автомобиля BMW. Фото: Radu Bercan / Shutterstock.com

Нечто похожее задумали и в концерне Jaguar Land Rover. Британцы не планируют надевать очки на водителей, но тоже хотят избавиться от так называемых «слепых зон». Суть задумки заключается в том, чтобы установить на внутреннюю часть всех стоек изогнутые дисплеи, на которые камеры будут выводить картинку снаружи. Через них будет видно другие движущиеся в потоке машины или переходящих дорогу пешеходов.

trans_panel
Прозрачные панели Jaguar Land Rover

Аварии, возникшие из-за того, что водитель заснул за рулем, явление, увы, не редкое. Специалисты из Университета Ноттингем Трент придумали довольно простой способ решить проблему. Они встроили в кресло несколько датчиков, которые следят за сердечным ритмом человека. Если частота сокращений уменьшается до критического уровня, то кресло можно заставить сильно завибрировать, а динамики – издать мощный звуковой сигнал. Если же и это не сработало, то бортовой компьютер сможет включить круиз-контроль или вовсе плавно уменьшить скорость до нуля, остановив авто на обочине.

smart_seat
Автомобильное сидение с датчиками сердечного ритма

Есть интересные новости и из России. Уже несколько лет ведется разработка системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее базовый компонент – размещенный в автомобиле термилал, который реагирует в том случае, если произошло столкновение, сразу же начиная дозвон в единый call-центр. Через прибор оператор по двусторонней связи общается с водителем и пассажиром, если те в сознании, параллельно информация о случившемся приходит на ближайшую станцию скорой помощи и в ГАИ. Главная задача системы – сократить время с момента ДТП до момента оказания квалифицированной помощи всем пострадавшим до минимума. Промышленная эксплуатация «ЭРЫ-ГЛОНАСС» началась 1 января 2015 года, в конечном счете система должна будет полноценно функционировать не только на территории России, но еще в Белоруссии и Казахстане.

era_glonass
Схема работы российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Отличные разработки есть у Яндекса, они касаются особенно актуальной сегодня темы big data. Так, с помощью построенных на базе технологий Intel центров обработки данных, можно предсказывать ДТП и пробки на российских федеральных трассах. Яндекс разработал такую систему для дорожного агентства Росавтодор. Предсказания помогут Росавтодору предотвратить нежелательные ситуации на дороге или минимизировать их последствия. Например, опираясь на прогноз пробок и ДТП, можно решить, как в снежную погоду максимально эффективно распределить спецтехнику. Сейчас система следит более чем за 2000 километров дорог, но это лишь начало.

heavy_traf
“Яндекс” теперь умеет не только следить за трафиком, но и прогнозировать ДТП

Поделиться этой статьей

Другие темы

Инновационные технологии

Читать эту статью следующей

Read Full Story