Мэйкеры

Как новейшие технологии задают тенденции в музыке

Jason Johnson Freelance writer and editor

В электронной музыке появился новый тренд благодаря изобретателям, которые превращают аппаратные компоненты компьютеров в оригинальные музыкальные инструменты.

Ник Демопулос сидел в гостиной своей квартиры в Бруклине, обеспокоенный своим здоровьем.

Во время сборки самодельного музыкального инструмента из печатных плат и различных электронных компонентов он несколько дней дышал свинцовыми испарениями от пайки. Вспомнив о том, как много мастеров, занимающихся ремонтом гитарных педалей, сходят с ума от пайки контактов, он решил включить вентилятор. Когда чад рассеялся, он полностью погрузился в установку транзисторов.

Как и многие энтузиасты, Ник является представителем все более многочисленного движения композиторов, которые не покладая рук работают над созданием музыки с помощью аппаратного обеспечения компьютеров. По многим причинам сейчас настало самое подходящее время для инноваций. nic-collins_5-e1485191501814

В последнее время «классические» рейв-фестивали со светящимися браслетами и прочими непременными атрибутами, например Tomorrowland, посещает значительно меньше людей. А скептики все громче заявляют, что электронная танцевальная музыка исчерпала себя, и музыканты больше не могут предложить ничего нового. Чтобы уйти от монотонных ритмов, некоторые композиторы электронной музыки «колдуют» над своим оборудованием в попытке получить новое оригинальное звучание.

17 января Демопулос представил свой новый инструмент под названием Pyramidi 2 на выставке в Бруклине.

«Я не профессиональный разработчик, я музыкант, — говорит он. — Создавая свои первые инструменты, я просто экспериментировал и старался сделать их как можно быстрее». Примерно раз в год он полностью модифицирует старые модели.

Например, в этом году он собрал инструмент в цельном корпусе треугольной формы. И хотя, по его словам, игра на таком необычном инструменте похожа на игру на электрогитаре как на цимбалах, музыка получается совершенно уникальная.

«Никто кроме меня не владеет этим инструментом, так что аудитория не имеет ни малейшего понятия, какого звучания ожидать, — говорит он. — Я не говорю, что он отлично звучит. Я говорю, что он звучит по-другому». nic-collins_3-e1485191646709

Выступления Ника — всегда приключение. Помимо Pyramidis он также играет на устройстве в форме гитары, но с множеством кнопок и джойстиков. Стоит отметить, что он не просто изобретает новые инструменты.

Он, как и многие другие музыканты, экспериментирующие с инструментами, стремится выйти за рамки творчества и вывести звучание на абсолютно новый уровень.

«В области создания музыки уже практически все изучено», — говорит композитор Николас Коллинс (Nicolas Collins), профессор отделения звука в Чикагском институте искусств. Например, большинство композиторов пишет музыку для традиционных инструментов.

Создание же музыки на модифицированном или самодельном инструменте — практически терра инкогнита. «Это как пытаться забросить баскетбольный мяч в кольцо на другой планете, — говорит он. — Музыкантам пора использовать более творческий подход». nic-collins_1-e1485191689841

Самые первые экспериментаторы в мире музыки, по словам Коллинса, появились из группы музыкантов, которые общались с композитором-авангардистом Джоном Кейджем в 60-е годы. Такие американские композиторы, как Дэвид Берман и Гордон Мамма, интересовались созданием музыки с использованием инновационных в то время технологий, однако у них не было соответствующего оборудования и студий звукозаписи для реализации своих идей. Но они нашли способ воплощать свои задумки, перенаправляя электрический ток в старом компьютерном оборудовании, и создавали таким образом свои космические симфонии.

В наше же время музыканты-экспериментаторы используют новейшие технологии. Композитор Кит Фуллертон Уитман (Keith Fullerton Whitman) хорошо известен своими импровизациями на высокофункциональных устройствах. С помощью своего ноутбука и нескольких старых синтезаторов, обвитых проводами, он создает музыку в стиле эмбиент, дрон и нойз.nic-collins_4-e1485191728525

При создании своих семнадцати альбомов композитор в числе прочего использовал возможности оверклокинга. Оверклокинг также пользуется популярностью у геймеров, которые пытаются вывести свои ПК на максимальный уровень производительности. Этот метод можно сравнить с чашечкой крепчайшего эспрессо, только для компьютера. В основе оверклокинга лежит конфигурация аппаратного обеспечения компьютера, в результате которой существенно повышается тактовая частота процессора.

«Непредсказуемость и спонтанность при использовании такого подхода имеют свои достоинства как для слушателей, так и для самого композитора, — говорит Уитман. — У меня возникает чувство, что я взаимодействую со своим оборудованием на уровне компонентов».

А с развитием различных технологий для диджеинга и виджеинга (тот же диджеинг, но с визуальной составляющей) связь между музыкантом и его оборудованием приобретает все большее значение. В прошлом году компания Thud Rumble начала сотрудничество с корпорацией Intel для создания диджейской «вертушки» нового поколения. С помощью модуля Intel Edison разработчики встроили в диджейский пульт возможности компьютера, чтобы диджею не приходилось переходить от ноутбука к пульту и обратно. Это не только сэкономило место, но и позволило музыкантам начать импровизировать благодаря более удобному интерфейсу. thud-rumble-intel_3-e1485191784853

Забегая вперед, новым этапом в развитии музыки может стать использование искусственного интеллекта.

«Нейронные сети вполне могут стать отличным инструментом для музыкантов», — утверждают Мэтт Вителли (Matt Vitelli) и Аран Найеби (Aran Nayebi), создавшие в прошлом году искусственный интеллект GRUV в качестве домашнего задания по программированию. GRUV — это настоящий маэстро на базе технологии глубинного обучения, который анализирует музыку с iPod или из библиотеки iTunes и через сотню часов изучения структуры песен выдает абсолютно новые треки.

Они, конечно, не сравнятся с произведением профессионального музыканта, однако некоторые фрагменты весьма любопытны и даже пригодны для прослушивания. Вителли и Найеби убеждены, что со временем качество будет улучшаться. Тем не менее, такая технология может использоваться для исследования возможностей аппаратного создания музыки.

«Нам кажется, что золотая середина заключается в использовании нейронных сетей для корректирования или улучшения звукового ряда композиции», — говорят они. По крайней мере, на данном этапе.

Поделиться этой статьей

Другие темы

Мэйкеры Развлечения

Читать эту статью следующей

Read Full Story