Киберспорт

Как видеоигра Doom 1 вдохновила поколение гейм-дизайнеров

Jason Johnson Freelance writer and editor

Ведущий шутер от первого лица Doom до сих пор вдохновляет программистов, модификаторов и художников компьютерной графики на адаптацию игры под самые неожиданные устройства

Ажиотаж, вызванный выпуском Doom 2016 доказывает, что всеми любимая игра с 24-летней историей стала настоящим явлением популярной культуры. Doom — это нечто большее, чем крупная франшиза о демонах с жуткими лицами, кидающихся огненными снарядами. Это совершенно уникальное явление, которое вдохновило разработчиков на создание новых версий и которое вызывает неиссякаемый интерес у ее поклонников.

С тех пор как игра была выпущена компанией id Software в 1993 году, она завоевала преданность целых двух поколений разработчиков, модификаторов и художников. По словам Дэвида Кашнера (David Kushner), автора книги Властелины Doom. Как двое парней создали игровую индустрию и воспитали целое поколение геймеров (Masters of Doom: How Two Guys Created an Empire and Transformed Pop Culture is), у всех этих поклонников найдется бесконечное количество причин любить Doom.

Проводя исследование для своей книги, Кашнер выяснил, почему Doom по-прежнему опережает свое время.

«Я был поражен количеством инноваций, использованных при создании Doom, — объясняет Кашнер. — Динамичность шутера от первого лица, возможность игры в команде, открытый исходный код, моды, бои насмерть, насилие и многое другое».

Doom — не просто шутер от первого лица с собственной историей и традициями. Многие считают, что эта видеоигра произвела революцию в сфере компьютерной графики.

«Самое интересное — это то, что в эту игру по-прежнему играют и продолжают ее модифицировать», — рассказал Эндрю Стайн (Andrew Stine), один из основателей Doomworld, популярного интернет-ресурса, где с 1998 года общаются «модификаторы, гейм-дизайнеры, композиторы и программисты» и делятся друг с другом связанным с Doom контентом.

«Люди вот уже больше двадцати лет поддерживают традицию, и им это нравится, что в игровом мире случается довольно редко — обычно игры развиваются и идут дальше», — объясняет Стайн.

Doom и DIY-программирование

Вдохновить фанатов Doom могут даже самые неожиданные вещи.

Ярким тому примером является своеобразное соревнование среди разработчиков и программистов, целью которого является адаптация Doom под самые на первый взгляд не предназначенные для этого устройства.

Doom 4_5_id Software_no credit

На чем только ни играли в эту игру в последние годы — от принтера Canon до Intel Edison, микроконтроллера со встроенным модулем беспроводной связи, который обычно используется в прототипах носимых устройств и устройствах для Интернета вещей.

Адаптация игры под системы, для которых эта игра изначально не предназначалась, называется портированием. Ни одну другую видеоигру не портировали так же активно, как Doom.

«Причиной столь активной адаптации Doom стало то, что она изначально была разработана с учетом перспективы портирования», — объяснил инженер Google и разработчик технической документации Фабьен Санглар (Fabien Sanglard).

Это и поспособствовало тому, что развитие Doom по неожиданному пути.

Прежде чем начать писать программу для Doom, программист Джон Кармак (John Carmack) приобрел рабочую станцию NeXT — неудачную компьютерную систему, разработанную Стивом Джобсом после его ухода из Apple. Эта система NeXT могла бы поставить крест на Doom.

«Такой способ программирования был необычным, ведь игры того времени создавались в основном только для персональных компьютеров», — говорит Санглар.

DIY Gaming Movement, Doom 4.3 id Software

В конечном итоге, в Doom можно играть и на других системах, в отличие от других компьютерных игр того времени, предназначенных исключительно для ПК.

Когда в 1997 году компания id Software опубликовала исходный код Doom, программисты не упустили возможности поработать над ним. Они могли свободно адаптировать игру под любые платформы, даже под такие как Apple Watch.

К примеру, команда программистов компании Omnimaga Texas Instruments даже смогла адаптировать Doom под графические калькуляторы.

«Не скажу, что это было легко, но и особенных трудностей не возникло», — рассказал Хавьер Андреани (Xavier Andréani), который в 2012 году перенес игру с калькулятора с монохромным экраном на цветной. — Игра работает без сбоев на всех калькуляторах TI-Nspire. Для этого не потребовалось разгонять мощность калькулятора или перепрошивать его».

Желание играть в Doom на всем, на чем только можно, достигло апогея, когда пользователь YouTube с ником TheZombieKiller, вдохновившись фильмом «Начало» (Inception), нашел способ запустить Doom внутри Doom.

Наследие Doom

Видеоигра Doom не только поспособствовала расцвету DIY-программирования, но и дала возможность большому количеству разработчиков игр показать себя во всей красе.

«Doom больше, чем любая другая игра, вдохновила поколение разработчиков прийти работать в игровую индустрию», — говорит Кашнер, ссылаясь, прежде всего, на инновационную файловую систему WAD (Where’s All the Data) на движке Doom.

Джон Кармак весьма дальновидно подошел к структурированию файлов игры. Благодаря расширению .wad или WAD геймеры могут с легкостью модифицировать контент игры.

Doom 4_6_id Software_no credit

Кармак хотел, чтобы геймеры могли сами создавать новые уровни, заполнять их собственной графикой и музыкой, а затем делиться своими творениями с остальными фанатами игры в Интернете, который в середине 90-х годов прошлого столетия как раз активно развивался.

И они делились.

Даже сегодня не существует аналогов некоторых игр, созданных на основе Doom. Никто точно не знает, сколько было создано модов Doom, но различные вариации, созданные геймерами, насчитывают приблизительно пятьдесят тысяч.

По мнению Криса Хекера (Chris Hecker), ведущего программиста игры Spore, разработанной Уиллом Райтом (Will Wright), Doom также помогла гейм-дизайнерам, у которых не было собственных заготовок графики и кодов. По его словам, благодаря этой игре эти специалисты смогли создать некоторое портфолио и продемонстрировать демо-версии игр на собеседованиях.

Doom 4_4_id Software_no credit

Сегодня поклонники видеоигр создают на основе Doom самые разные игры.

Они могут быть небольшими и малобюджетными, как, к примеру, Pirate Doom. А могут быть тщательно продуманными и крупномасштабными, на разработку которых ушли годы. Такой игрой, например, является Beautiful Doom, которая представляет собой улучшенную версию Doom.

Стайн отмечает, что на Doomworld собрано около 18 000 собственных версий Doom. Каждый год сообщество награждает лучшие WAD-проекты прошедшего года, и каждый год можно отметить достаточно приличных экземпляров.

Кроме того, существует премия Espi, которая присуждается за прижизненные достижения в области создания собственного контента. Да, Doom достойна того, чтобы посвятить ей всю свою жизнь.

«Я думаю, что столь продолжительный успех Doom как источника вдохновения можно объяснить самой структурой игры», — говорит Стайн. —

Doom — невероятно проста по сравнению с большинством современных игр. В ней нет ни предметов, ни дерева умений, ни миссий, на которых требуется действовать исключительно скрытно. Поэтому из-за простоты базовых элементов игра предоставляет широкие возможности для экспериментов».

Сейчас, когда кажется, что поток новых идей разработчиков не иссякаем, существует большая вероятность того, что Doom продолжит вдохновлять следующие поколения гейм-дизайнеров, чьи возможности ограничены исключительно фантазией.

Photos by id Software.

Другие ресурсы Intel об играх можно найти здесь

Поделиться этой статьей

Другие темы

Игры Мэйкеры Развлечения

Читать эту статью следующей

Read Full Story