Новейшие инновации

Как автономным автомобилям завоевать доверие людей?

by Deb Miller Landau
iQ Managing Editor

Исследователи собираются использовать реакцию людей во время первой поездки в автономном автомобиле для создания человеко-машинных интерфейсов, которые помогут завоевать доверие людей.

Что поможет людям начать доверять автомобилю без водителя?

Помимо проблем, связанных с технологиями и соблюдением нормативных требований, с которыми сталкиваются разработчики в процессе конструирования автономных автомобилей, перед специалистами до сих пор остро стоит вопрос: как убедить людей доверять машинам?

Одним из решений этой проблемы должно стать проектирование человеко-машинного интерфейса (ЧМИ), который бы обеспечил взаимодействие людей с машинами. Создание такого ЧМИ — неотъемлемое условие создания полностью автономных автомобилей.

«Идея создания автономных автомобилей представляет собой не только техническую проблему, но и проблему для человека и общества в целом», — говорит Мэтт Юрдана (Matt Yurdana), креативный директор по проектированию пользовательских интерфейсов подразделения Automated Driving Solutions корпорации Intel.

Вместе со своей командой Юрдана работает над созданием «доверительных взаимодействий» — ключевых механизмов обмена информацией, которые необходимо интегрировать в автономные автомобили.

В начале 2017 года Мэтт Юрдана и Джек Уист (Jack Weast), ведущий архитектор систем подразделения Autonomous Driving Group корпорации Intel, пригласили нескольких участников сообщества для совершения «пробной поездки» на автономном автомобиле в ограниченном пространстве лаборатории Intel Advanced Vehicle Lab, которая расположена в Чандлере (Аризона, США).

Во время этого заезда участники протестировали пять составляющих доверительных взаимоотношений: вызов автомобиля, отправление, внесение изменений в маршрут, исправление ошибок и реагирование в экстренных ситуациях, а также съезд на обочину и выход из автомобиля.

Все участники уделяли особое внимание безопасности, при этом они уверены в том, что автономные автомобили будут безопаснее обычных автомобилей в связи с отсутствием человеческого фактора.

«Я много времени провожу за рулем, поэтому мне не очень комфортно на заднем сидении», — рассказывает один из участников. Другой участник задался вопросом о том, как будет оказываться помощь людям с ограниченными возможностями в автомобиле без водителя. А еще один участник задумался о том, как автомобиль будет принимать различные решения, например о поездке по гололеду.

Главным для участников было понять то, как функционирует технология, и испытать все ее возможности. Оценив способы взаимодействия с автомобилем, его реакцию на опасные ситуации и вождение в целом, они стали относиться к автономным автомобилям с большим доверием.

Люди в беспилотном автомобиле
Чтобы привыкнуть к езде в автомобиле без водителя, требуется время

«Многие участники нервничали и боялись», — говорит Уист, добавляя, что, в конце концов, «каждый из них стал более уверенным».

Недавнее исследование, проведенное компанией AAA, показало, что 78 % жителей США боятся ездить в беспилотных автомобилях.

«Мы могли бы создать идеальный автомобиль с технической точки зрения, пассажиры которого всегда были бы в безопасности, — объясняет Уист. — Но если у людей не будет психологического чувства безопасности, то они не станут пользоваться этим сервисом или покупать такой автомобиль».

Очеловечивание машин

Психологи и социологи исследуют способы построения доверительных отношений между людьми, будь то друзья, влюбленные пары или коллеги. А Юрдана вместе с коллегами изучают то, как создать доверительные отношения между людьми и автономными автомобилями.

«Доверие порождает чувство безопасности, — говорит Юрдана. — Оно порождает чувство уверенности и комфорта, и это чувство не только физическое, но и психологическое».

Специалистам известно, что благодаря антропоморфизму — наделению неодушевленных предметов человеческими качествами, эмоциями и намерениями — люди охотнее меняют свое отношение к тем или иным технологиям.

В ходе исследования, опубликованного в журнале Journal of Experimental Social Psychology, Николас Эпли (Nicholas Epley), профессор поведенческих наук Бизнес-школы им. Д. Бута Чикагского университета (США), вместе со своей командой ученых обнаружил, что участники исследования больше доверяли беспилотным автомобилям, наделенным человеческими качествами.

Для проведения исследования участников поделили на три группы. Участников первой группы посадили в традиционный автомобиль, участников второй группы — в обычный автономный автомобиль, а участников третьей группы — в автономный автомобиль с антропоморфными характеристиками, такими как имя, пол и успокаивающий голос.

Дисплей в автономном автомобиле
Тесное взаимодействие между пассажиром и автономным автомобилем является залогом формирования доверия

Все три группы участников во время пробного заезда попали в «подстроенное» ДТП.

Как показал эксперимент, участники из третьей группы доверяли своему автомобилю больше, чем участники из других групп. Им больше понравилась поездка. Но что самое интересное, третья группа участников реже обвиняла автомобиль в происшествии, чем остальные участники.

«Таким образом, наделение автомобиля человеческими качествами сыграло свою роль в формировании доверия участников», — подытоживает Юрдана.

В отличие от взаимодействия с виртуальным помощником Siri или Alexa, которое представляет собой одностороннюю коммуникацию (пользователь задает вопрос — Siri отвечает), взаимодействие человека с автономным автомобилем гораздо сложнее. Автомобиль должен не только отвечать, но и быть инициатором коммуникации.

Представим такую ситуацию: автономный автомобиль везет пассажира и замечает знак объезда. Он может спросить пассажира, какой дорогой ехать дальше, и выбрать путь с учетом различных аспектов — от загруженности дороги до предпочтений пассажира. «Это как давать указания водителю такси, только без водителя», — объясняет Юрдана.

автономный автомобиль
Автономные автомобили используют камеры, чтобы заметить опасность на дороге и опознавать дорожные знаки

И хотя автономные автомобили обладают успокаивающим голосом и вселяют уверенность в безопасности, людям все равно необходимо довериться машине, а не другому человеку. Мы постоянно доверяем незнакомым людям: водителям такси, пилотам, водителям автобусов. Но во всех этих ситуациях речь идет о доверии к другим людям. Что же касается автономного вождения, необходимо, чтобы у людей появилось чувство доверия к технологиям.

Многих страшит такая перспектива, ведь каждому из нас приходилось иметь дело с неисправной техникой.

«Люди могут понимать принцип работы технологий, но доверие все равно может не появиться, — говорит Юрдана. — Чувство доверия возникает в процессе взаимодействия».

Например, Мэри может сказать Ким, что Стив — хороший человек, однако, пока Ким сама в этом не убедится, она не сможет полностью поверить Мэри. Как объясняет Юрдана, настоящее доверие развивается во время общения.

«Те, кто впервые садятся в такой автомобиль, могут быть весьма обеспокоены отсутствием руля или педалей», — объясняет Уист.

Пробный заезд, проведенный в Аризоне, был первым в своем роде, и планируется продолжать работу в этом направлении.

«Именно поэтому настолько важно сформировать доверительные взаимоотношения между людьми и автомобилями», — подытоживает Уист.

Поделиться этой статьей

Read Full Story