Инновационные технологии

Дроны поступают на службу к пожарным Кремниевой долины

Пожарные округа Menlo Park Fire Protection District в Кремниевой долине (Калифорния, США) используют дроны для оперативного реагирования на пожары.

Представьте себе такое развитие событий: под пронзительный рев сирены пожарная команда выезжает на красном автомобиле на место пожара. Начальник батальона отдает распоряжение о запуске дрона, находящегося рядом с пожаром, пока автомобиль пробирается сквозь плотное движение.

Капитан, находящийся на переднем пассажирском сидении автомобиля, просматривает на своем мобильном устройстве видеоматериал, транслируемый дроном с места события. Качественные изображения, включая трехмерные тепловые карты, позволяют капитану определить источник возгорания, опасные горячие точки и наличие взрывчатых материалов.

По прибытии команды на место пожара он передает все данные командиру, который в свою очередь немедленно отдает распоряжение своему отряду о спасении жертв и тушении пожара наиболее быстрым и безопасным способом.

Этот футуристический сценарий может стать инструкцией для пожарных подразделений по всей стране, после того как округ Menlo Park Fire Protection District завершит свой экспериментальный проект. Дроны уже успешно использовались для оценки ситуации во время травяных пожаров в Ист-Пало-Альто и лесных пожаров в Йосемитском национальном парке США, а также при поиске пропавших байдарочников в заливе Сан-Франциско и устранении наводнения, которое могло заблокировать движение на оживленной автостраде 101.

трехмерная тепловая карта
Дроны создают трехмерную тепловую карту, которая позволяет пожарным определять очаги возгорания на месте пожара

«Дроны помогают нам делать нашу работу гораздо быстрее и эффективнее», — объясняет Крис Деннебаум, капитан и координатор программы по использованию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) пожарного округа Menlo Park Fire District, расположенного в северной части Кремниевой долины.

Деннебаум выражает особую благодарность шефу подразделения Фрэнку Фраоне (сейчас на пенсии), шефу батальона Тому Калверту и начальнику пожарной охраны Харольду Шапельхауману за создание этой программы в октябре 2014 года. С тех пор округ Menlo Fire District провел испытания нескольких дронов в полевых условиях и теперь может отправлять их вместе с каждой из его трех дежурных смен.

Как объясняет Деннебаум, эти БПЛА еще не могут спасать жизни, однако информация, которую они собирают и транслируют, помогает командирам планировать тактику действий и адаптироваться к изменяющимся условиям.

«Информация, которую передают дроны, позволяет нам гораздо быстрее принимать решения и действовать эффективнее», — рассказывает Деннебаум.

Округ Menlo Park Fire Protection District хочет руководить внедрением дронов во всех подразделениях пожарной охраны США. Для начала округу необходимо подтвердить их эффективность и задокументировать порядок тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также правила техники безопасности. В ходе работы над своим проектом пожарный округ проводил симпозиумы и полевые испытания совместно с другими пожарными подразделениями страны, а также работал с постановлениями Федерального управления гражданской авиацией США и сотрудничал со специалистами в этой области, включая НАСА и корпорацию Intel.

«Со временем начинаешь понимать, что управлять дронами можно не только вручную», — рассказывает Деннебаум, который руководит лабораторией по созданию БПЛА пожарного округа. Он участвует в разработке примерно десяти различных видов дронов, тщательно прорабатывая каждую деталь, как это делается для пожарных автомобилей и другого пожарного оборудования.

У Деннебаума и его рабочей группы грандиозные планы. Например, они хотят развернуть сеть взлетно-посадочных платформ с дронами по всему округу. И каждый из этих дронов будет автоматически запускаться и реагировать на происшествия, возникающие неподалеку.

«Мы представляем, как в будущем при поступлении вызова, например, с сообщением о ДТП, пожаре или несчастных случаях с взрывчатыми веществами, будут раздвигаться крыши платформ, и дроны будут автоматически запускаться и вылетать на место, используя GPS. Они будут собирать и передавать данные о происшествии в реальном времени, — рассказывает Деннебаум. — Кроме того, экосистема дронов может оповещать о необходимости замены активного дрона, у которого разрядился аккумулятор».

Деннебаум уверен, что это поможет пожарным подразделениям принимать соответствующие меры на основе информации, которая может стать решающей, когда речь заходит об общественной безопасности.

«Дроны — это отличное решение для обеспечения ситуационной осведомленности, и именно в этом направлении сейчас развивается эта технология. Они могут кардинально изменить нашу работу, и это нас мотивирует».

Пожарный округ собирается использовать дроны для надежной передачи данных с датчиков и отслеживания действий каждого пожарного, участвующего в устранении того или иного инцидента, в реальном времени. В перспективе они даже хотят запускать дрон с движущегося автомобиля, а затем безопасно сажать его на тот же или другой движущийся автомобиль.

Деннебаум говорит, что когда-нибудь дроны смогут доставлять дефибрилляторы, спасательные жилеты или лекарства на места происшествий.

Тестирование, изучение и систематизация

Летом этого года команда из округа Menlo Park, работающая с БПЛА, начала проводить испытания нового коммерческого дрона Intel Falcon 8+.

«Этот дрон предназначен для любых операций, требующих надежности, стабильности и безопасности», — объясняет Кетан Бхат, директор подразделения Drone Program Office корпорации Intel.

Черно-желтый дрон с V-образной конструкцией и восемью двигателями и пропеллерами может быть оснащен 36-мегапиксельной камерой для топографической съемки и составления карт или инфракрасной камерой для технического осмотра. БПЛА оснащен системой автоматического резервирования, которая обеспечивает безопасное функционирование даже при отказе одного или двух двигателей.

Бхат отметил, что дроны Falcon 8+ нормально функционируют в ветреную погоду и пыльные бури, а также при низких и высоких температурах воздуха. Они даже могут пролетать рядом с вышками сотовой связи и линиями электропередачи, при этом на компас и другие бортовые датчики не воздействуют электромагнитные или радиочастотные помехи.

«Используя различные датчики, эти дроны могут оповещать операторов о своем состоянии, например о перегреве двигателя или камеры, из-за которого может пострадать качество видео, и предлагать вернуться обратно на взлетно-посадочную платформу», — рассказывает Бхат.

Благодаря калибровке датчиков дроны могут взлетать с движущихся объектов и совершать на них посадку. V-образная конструкция дрона позволяет использовать камеру с углом обзора более 180 градусов, обеспечивая беспрепятственный сбор данных как над объектом съемки, так и под ним (например, при съемке моста).

Именно эти преимущества собирается использовать округ Menlo Park Fire District.

«Возможность работы в различных погодных условиях является важным преимуществом, — говорит Деннебаум. — Дрон Falcon 8+ имеет надежный канал передачи данных, что очень важно для передачи изображений и видео. При использовании других дронов мы часто сталкивались с такими проблемами, как сбой беспроводной передачи данных и низкое качество видео».

Экосистема данных для дронов

Еще до того, как Деннебаум стал сотрудничать с Intel, он начал думать о том, как можно использовать возможности дрона в сочетании с вычислительной мощностью процессора.

пожарный управляет дроном
Пожарный управляет дроном во время полевых испытаний

«Работа с данными вызывает во мне сильный интерес», — делится Деннебаум.

Когда-нибудь он хотел бы помочь пожарному округу создать экосистему, способную объединять разрозненные данные и транслировать различные потоки данных на один экран. Можно использовать данные одного или нескольких дронов и существующие данные, например GPS, карты или другую информацию об общественной безопасности.

«Нам действительно необходимо получать больше информации о безопасности людей в здании или на месте пожара. И дроны могут стать в этом отличными помощниками».

Как объясняет Деннебаум, телеметрические данные датчиков, прикрепленных к дыхательным аппаратам, могут предоставлять информацию о местоположении, количестве оставшегося воздуха и температуры тела пожарных. Дроны могут собирать эти данные и затем передавать их командиру.

«Эта инновационная технология может кардинальным образом изменить работу служб пожарной охраны. А дроны с тепловизионными камерами могли бы обеспечить дополнительный уровень безопасности пожарных», — подытоживает Деннебаум.

Поделиться этой статьей

Read Full Story