Новейшие инновации

Гонки на гигантских дронах могут стать новым зрелищным видом спорта

by Eddie Codel
Director, Flying Robot International Film Festival

Пилоты дронов развивают этот вид гоночного спорта, используя более мощные дроны большего размера, которые впоследствии могут использоваться в коммерческих целях.

Гонки на дронах становятся популярным видом спорта, и многие пилоты делают их еще масштабнее и зрелищнее. Гонки на небольших, похожих на пчел дронах по трассам с препятствиями — это очень весело, но все большее число пилотов отдает предпочтение более мощным дронам большего размера, стремясь превратить этот вид спорта из простого развлечения в полное адреналина мероприятие наподобие NASCAR.

Экстремальным пилотам вроде Зоуи Стамба (Zoe Stumbaugh), она же ZoeFPV, и Кевина Селлерса (Kevin Sellers), он же SlashedFPV, безумно нравятся дроны класса X, у которых расстояние между двигателями достигает одного метра. Во многих случаях размер этих гигантских дронов вдвое больше, чем у дронов, которые используются в популярных соревнованиях, например на Drone Grand Prix. Они отличаются той же динамичностью и скоростью, что и их миниатюрные аналоги, однако они ставят более сложные задачи перед разработчиками и пилотами. Также они могут зрелищнее разбиваться по сравнению с дронами меньшего размера, что доставляет неприятности пилотам, но впечатляет зрителей.

«Я очень люблю дроны класса X за их впечатляющий размер, — говорит Стамба, известный пилот дронов, которая недавно приняла участие в съемке серии видеороликов Intel FlightLab. — Мы работаем не просто с небольшими игрушками, а с очень мощными машинами, которые могут стать причиной серьезных последствий».

По словам Стамба, ощущения от пилотирования больших дронов напоминают ей езду на мотоцикле. Также ей нравится проектировать дроны и делиться своим опытом с другими.

Первая известная гонка на дронах класса X прошла 4 февраля на поле AMA в Калифорнии. Организатором гонки выступил клуб Livermore Flying Electrons. Команда Vondrone, которая считается первой организованной командой пилотов дронов класса X, соревновалась с четырьмя соперниками. [Disclosure: writer Eddie Codel is a supporting member of Team Vondrone.]

Каждый пилот сконструировал крупномасштабный мультироторный дрон по собственному уникальному проекту. Ввиду отсутствия стандартов для рамы, количества двигателей, ограничений по размеру или весу компонентов, гонки на дронах класса X — это скорее эксперимент, но с большим потенциалом.

Стамба заинтересовалась гонками на больших дронах, потому что мини-квадрокоптеры — гоночные дроны меньших размеров — уже достигли предельной производительности. По ее словам, дроны класса X обладают большим потенциалом.

«Я уже начинаю разочаровываться в гонках на мини-квадрокоптерах, — говорит она. — Я по-прежнему пилотирую мини-квадрокоптеры, и они мне нравятся, но сейчас я полностью сосредоточила свое внимание на дронах класса 1000 (дроны большего размера). Они более функциональны и оснащены более современными технологиями, в развитии которых я могу помочь».

Гонки на гигантских дронах: дрон на земле
Расстояние между двигателями дронов класса X составляет приблизительно один метр. Изображение предоставлено Эдди Коделом (Eddie Codel).

По словам Стамба, пилотам еще не удалось раскрыть весь потенциал этих больших летательных аппаратов. Навыки маневрирования очень важны, но она намеревается добиться более высоких скоростей движения своего большого дрона — более чем вдвое выше 100 км в час (скорость гоночных мини-квадрокоптеров).

«Мне кажется, нам удастся разогнать их до 160 км в час в течение следующих двух месяцев, — прогнозирует Стамба. — Если нам повезет, возможно, мы сможем достичь 240 км/ч к концу года».

Для этого потребуются новые технологии и разработки.

«Большая часть используемого нами оборудования была создана для видеосъемки с воздуха, — говорит Селлерс. — Такие дроны могут поднимать большой вес, но они не обладают высокой скоростью или управляемостью, которые нужны нам во время гонок».

Гонки на гигантских дронах: мужчина уносит дрон с поля.
Для участия в соревновании пилоты конструируют крупномасштабные мультироторные дроны по собственному уникальному проекту. Изображение предоставлено Эдди Коделом (Eddie Codel).

И хотя для дронов класса X используются те же контроллеры, камеры и некоторые другие технологии, что и для гоночных мини-квадрокоптеров, Стамба считает, что для улучшения характеристик больших гоночных дронов требуется гораздо больше инноваций. Нужны новые электронные регуляторы хода, новые двигатели и улучшенные пропеллеры. Она видит, что производители начинают понимать эти потребности.

«Они думают не только об увеличении длительности полета, — говорит она. — Они хотят начать производить аппараты, способные летать быстрее и участвовать в соревнованиях».

Гонки на дронах пока находятся на начальном этапе своего развития, но инновационные технологии, которые появляются благодаря этому виду спорта, могут оказать положительное влияние на отрасль коммерческих дронов, по мнению Анила Нандури (Anil Nanduri), вице-президента подразделения новых технологий и генерального директора направления БПЛА в корпорации Intel. Сотрудники его отдела выпустили Intel Falcon 8+ — дрон коммерческого класса, оснащенный технологиями машинного зрения и автопилота, которые помогают ему собирать точные данные с воздуха (см. статью «Industrial Drones Put Digital Eye on Airbus Assembly Line» (Промышленные дроны осуществляют цифровой мониторинг сборочных конвейеров Airbus)).

«И хотя требования к коммерческим дронам варьируются в зависимости от определенных потребностей, использование новых материалов или новых моделей роторов и пропеллеров, радиосвязь для передачи видеоизображения с видом от первого лица, сокращение уровня задержек и другие инновации, разработанные для гонок на дронах, могут найти свое применение и в отрасли коммерческих дронов», — говорит Нандури.

По мнению Нандури, различные виды гонок на дронах будут привлекать спонсоров, желающих участвовать в развитии новых видов спорта и развлечений, как год за годом это делают киберспортивные соревнования вроде Intel Extreme Masters.

«Существует большое количество небольших компаний, которые работают над созданием подходящих платформ для гонок на дронах, и со временем число таких компаний будет расти», — говорит он.

Гонки на гигантских дронах: дрон на столе
Для дронов большего размера требуются новые электронные регуляторы хода, новые двигатели и улучшенные пропеллеры. Изображение предоставлено Эдди Коделом (Eddie Codel).

Стамба считает, что привлечение производителей и спонсоров станет существенным стимулом для быстрого развития гонок на больших дронах.

«Нам нужны команды, у которых есть спонсоры. Тогда у них будет возможность получать все необходимые запчасти для этих аппаратов, — говорит она. — Это уже не мини-квадрокоптер, который можно собрать за несколько сотен долларов. Нам нужны спонсоры. Особенно, когда эти дроны разбиваются. Они очень дорогие».

Стамба и Селлерс готовят своей гигантский дрон к следующей выставке дронов класса X, которая пройдет 29 апреля на фестивале Flite Fest West в Вальехо (Калифорния, США). Эта гонка может войти в историю, ведь в ней примут участие пилоты усовершенствованных дронов класса X, которые смогут преодолеть барьер в 160 км/ч.

За помощь при написании этой статьи благодарим Кена Каплана (Ken Kaplan).

Поделиться этой статьей