Новейшие инновации

В итоге опять оказывается, что у фильмов в 3D есть будущее

Трехмерное изображение в кинотеатрах — это не новинка. За последние сто лет мы видели четыре основных волны интереса к этому типу фильмов.

Первые 3D-технологии вызывали головную боль или головокружение

В 20-х годах XX века было снято несколько стереоскопических фильмов для просмотра в двухцветных анаглифных очках. Позже, в 40-х годах, эта технология вернулась в несколько измененном виде. Во времена Джозефа Мак-Карти, охотившегося за коммунистами, и появления телевизоров, привлекавших все большее число зрителей, кинотеатры начали искать новые способы вернуть своих поклонников. Третье измерение помогало им в течение десяти лет, а потом быстро кануло в безвестность. Эта технология была далека от совершенства. Она вызывала головную боль и головокружение.

Стереоскопия смогла вернуться в 70 – 80 годах. Кинотеатры стали использовать двойные 70-миллиметровые проекторы, и в 1986 г. вышел фильм «Переходы 3D» для кинотеатров IMAX. Это был первый цветной трехмерный фильм IMAX. К сожалению, дефекты трехмерных изображений не были исправлены, и после 1986 г. третье измерение еще раз перестало существовать.

Однако эта новинка не исчезла навсегда. Через несколько лет трехмерная технология возникла снова, в основном в кинотеатрах IMAX. Ситуация изменилась в начале XXI века, когда все больше кинотеатров начали использовать цифровые проекторы, которые сделали просмотр фильмов в формате 3D намного проще.

Кроме того, стали доступны более сложные поляризованные очки, которые гораздо меньше утомляли глаза зрителей. Киноиндустрия стала производить нормальные полнометражные фильмы. В число лучших трехмерных фильмов вошли «Полярный экспресс», «Беовульф» и «Гарри Поттер».

В 2008 г., за год до выхода «Аватара», четко прослеживалась тенденция возвращения 3D-фильмов. А после огромного финансового успеха фантастического эпоса Джеймса Кэмерона все захотели участвовать в новой 3D-революции. В течение всего нескольких лет кинотеатры сделали гигантский прыжок вперед, и 3D-фильмы вдруг стали доступны повсеместно.

avatar_pandora_background_by_pimperius-d3hl96j
Выпустив «Аватар» в 3D, Джеймс Кэмерон перенес нас в проработанный, полностью трехмерный инопланетный мир. Это было демонстрацией возможностей трехмерной технологии.

Более того, на подходе была революция домашних кинотеатров. Производители телевизоров увидели быстро растущую популярность трехмерного изображения и начали реализовывать его в своих продуктах. В итоге мы можем любоваться высококачественными трехмерными эффектами у себя дома.

Новые фильмы часто снимаются с прицелом на просмотр в 3D

Хотя трехмерные технологии уже были доступны для дома, но сегодня они достигли огромного прогресса. Разрешение Full HD, небольшие и удобные очки, диски 3D Blu-ray, улучшенные технологии поляризации и стабилизации…  Все эти достижения повысили качество 3D дома и в кинотеатрах.

Многое изменилось и в многоэкранных технологиях, новые проекторы стали ярче и теперь поддерживают высокие разрешения, и все больше фильмов в настоящее время снимаются с прицелом на просмотр в 3D.

Мир погружается в трехмерность. И снова интерес начинает угасать, и этот формат, возможно, тоже станет скучным для нас.

Хотя каждый хотел бы повторить успех «Аватара», мало кто может достичь этой цели. С домашними кинотеатрами дела не лучше. Проблема связана с высокой стоимостью оборудования и 3D-фильмов — нужны телевизор и проигрыватель с поддержкой 3D, а диски 3D Blu-Ray были и остаются слишком дорогими.

Будет неудивительно, если очарование фильмами в 3D снова угаснет. Сегодня вряд ли кто из производителей телевизоров делает упор на 3D в качестве основной функции, а премьеры новых 3D-фильмов уже не столь впечатляют, как раньше. Не видно большого развития и самой технологии.

Но 3D не умирает. На самом деле, эта технология распространена, как никогда раньше

Тем не менее, внешность может быть обманчива. Да, 3D-технология уже кажется практически отжившей, но все зависит от восприятия технологии. Если обращать внимание только на шумиху в СМИ, да, эта технология вновь тихо растворилась в общем фоне. Но признаки того, что 3D по-прежнему очень широко используется, можно увидеть по доли этой технологии на рынке. Трехмерность по-прежнему хорошо продается и, что более важно, стала еще более доступной, чем раньше.

Например, в кинотеатрах она стала фактическим стандартом. Список 10 самых кассовых фильмов 2014 г. в США включает только один фильм без 3D («Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1»). Конечно, доступность и прибыль — это разные вещи. Популярность 3D в кинотеатрах постепенно снижается, но не очень быстро. По данным BFI и Rentrak, в Великобритании на 3D-фильмы приходится следующей процент от доходов:

2009 – 16%
2010 – 24%
2011 – 20%
2012 – 18%
2013 – 18%

Падение видно, но не катастрофическое. Гораздо более тревожным (для любителей 3D-фильмов, по крайней мере) является снижение интереса зрителей, которые при наличии альтернативы стали реже выбирать 3D-версии фильмов, чем пять лет назад (71% в 2010 г. и 37% в 2013 г.)

avatar-tree-of-voices
3D обеспечивает большее погружение, но что мы теряем, не посмотрев фильм в 3D? Многие кинозрители смотрят фильмы в 2D.

Тем не менее, в прошлом году мы видели в кинотеатрах десятки новых 3D-фильмов, и более чем 10 фильмов уже анонсированы на 2015 г. Технология 3D жива и здорова, хотя и стала более стандартным явлением.

Прошло ли увлечение фильмами в 3D? И если да, то что дальше?

Хороший пример этой тенденции виден в случае телевизоров. Увлечение 3D-фильмами прошло, и производители телевизоров не предлагают новых путей продвижения 3D-технологии. При этом сама технология широко распространена, сегодня трудно купить телевизор без 3D. Эта функция очень быстро стала обязательной в современных умных телевизорах. Однако число тех, кто ее использовал после распаковки телевизора — это совсем другое дело.

Так что же готовит будущее технологиям 3D? Очень может быть, что интерес к 3D-материалам опять упадет. И уже не в первый раз стереоскопия канет в безвестность. Однако вряд ли она исчезнет совсем. Кинотеатры будут по-прежнему демонстрировать 3D-фильмы, если и не так широко, то, по крайней мере, на премьерах. Кроме того, видно приближение революции виртуальной реальности (VR), в которой органично применяется 3D.

Сама технология также нуждается в совершенствовании, особенно в отношении 3D-очков. Если удастся избавиться от них и создать автостереоскопические дисплеи с качеством не хуже, чем при использовании очков, 3D обретет новую жизнь.

Представьте мир, в котором каждый экран — дома, в кинотеатре или на витрине магазина — может показывать трехмерное изображение, воспринимаемое невооруженным глазом. Это интересная идея, которая вполне может стать реальностью.

С 2011 г. портативная консоль для видеоигр Nintendo 3DS использует автостереоскопический экран, на котором трехмерные изображения видны невооруженным глазом.
С 2011 г. Nintendo 3DS использует автостереоскопический экран, на котором трехмерные изображения видны невооруженным глазом.

Сегодня ясно только одно: в мире нет технологии, более жизнеспособной, чем 3D. И никакие прогнозы ее безвозвратного исчезновения не имеют никакой исторической основы. Наоборот, история показывает, что технология 3D выживает, даже когда ее считают мертвой. Как технологический зомби, она всегда встает из могилы.

 

Share This Article

Related Topics

Развлечения

Read This Next

Read Full Story